Авторы

Рудик Елена
Материалов: 15
Белик Елена
Материалов: 13

Развитие читательской компетентности учащихся в начальной школе.

 Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала,необходимо научить учащихся начальных классов хорошо читать и писать, и в процессе этих действий научить их размышлять.

Читательская компетентность – одно из основных универсальных учебных умений, способствующих личностному, общественномуи профессиональному развитию учащихся, их адекватной адаптации в сложной и динамичной современной информационной среде.

В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение учащегося к чтению, выступают педагогические технологии.

К наиболее эффективным технологиям, применяемыми учителями начальных классов, можно отнести технологию критического мышления. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами понимания и оценки информации. Учебный процесс строится на взаимодействии личности и информации.

В 3 классе в рамках недели Чёрного моря прошёл интегрированный урок окружающего мира и английского языка на тему «Экосистема Чёрного моря». Стратегия «Алфавит за круглым столом», проведённая на этапе вызова, помогла ребятам вспомнить живых обитателей Чёрного моря. Но перед учащимися стал вопрос: «Экосистема Чёрного моря замкнутая?». Решали эту проблему ребята в группах, используя стратегию «Фишбоун». В итоге пришли к выводу, что Чёрное море – это замкнутая экосистема и даже создали наглядное пособие, которое можно будет использовать на уроках окружающего мира.

Перед нами стоит задача: заинтересовать учащихся общением с хорошей книгой, процессом чтения.И сделать эту работу более оживлённой помогает соревновательный момент.

Процесс читательской работы складывается следующим образом. Дома или на

« минуткахсвободного чтения» на урокахдети читают выбранные ими книги.Раз в неделю на уроке чтения слово предоставляется тем ученикам, которые дочитали книгу. Выступая передклассом,они представляют свою книгу по определённому планупрезентации.Слушатели могут задать вопросы по содержанию,попросить почитать заинтересовавшую их книгу.

За каждую презентованную книгу ученики получают жетончик, на котором пишется название и автор прочитанной книги. Жетончик прикрепляется на «экран» читательского уголка – «Самые активные читатели» рядом с именем ребёнка.

Безусловно, чем старше становятся дети, тем сложнее и объёмнее становятся выбранные книги. Они должны соответствовать возрасту, быть обязательно произведениями художественной литературы. По прошествии каникул, когда дети могут более активно и много читать, проводится классная читательская конференция,на которой составляется своя, классная«Золотая полка» самых интересных книг. В четвёртом классе детям было предложено написать мини - сочинение на тему «Я- жительстраныREADER-LAND». Вот несколько отрывков из сочинений.

«Я люблю читать, потому что во многих книгах странное, но интересное начало и впечатляющий конец. Книги научили меня ценить природу и уважать пожилых людей»

«Читать- это очень интересно и увлекательно! Книги производят на меня большое впечатление. Книги научили меня быть интересным человеком, не предавать друзей. Когда читаешь, невозможно оторваться, хочется узнать, что произойдёт дальше…»

«Книга научила меня играть в компьютер меньше, а читать больше!»

Преимущества школыполного дня дают намвозможности развивать читательскую компетентность не только в урочной, но и внеурочной деятельности.

Одной из форм приобщения учащихся начальных классов к чтению является проведение проектных Недель чтения в рамках Международного Дня чтения и грамотности.

В 2011 году Неделя чтения «Размышляем над прочитанным с помощью технологии «шесть шляп» была посвящена философской сказке А-де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

В 1-ый день учащиеся начальной школы познакомились с историей возникновения технологии «Шесть шляп», а затем на классных часах с помощью шести мыслеварительных шляп обсудили свою первую поездку в этом учебном году «Путешествие в Сафари-парк».

Во 2-й день в школе для всех учащихся было организовано совместное чтение сказки «Маленький принц». Используя стратегии «чтение с остановками», «чтение с предвосхищением», а также используя возможности театра у микрофона(чтение С.Безруковым притчи), процесс знакомства с произведением мы превратили в настоящий праздник.

В 3-й и 4-дни каждый класс осмысливал философскую сказку с позиции определённой шляпы и отвечал на главный вопрос «Что же делает человека человеком». Учителями разработаны уроки с использованием различных стратегий чтения, интересные по методам и формам организации совместной деятельности учащихся и учителей. Так, во 2 классе ребята создавали свои собственные планеты, на которых они хотели бы жить и на классных часах защищали свои проекты.

В 3 классе путешествовали с Маленьким принцем по всем планетам и вместе с Маленьким принцем обсуждали уроки добра и зла, любви и ненависти, зависти и бескорыстия. Вот что говорили дети: «Маленького принца можно читать бесконечно – ведь каждое предложение – это какое-то нам послание», «когда я буду плохо себя вести, напомните мне про баобабы, я не хочу, чтобы они пускали в моей душе свои корни…»

В 5-й день состоялось итоговое мероприятие в актовом зале.

Тем, кто попал в зал школы, показалось, что они каким-то непостижимым образом оказались в той самой пустыне, где Экзюпери встретился со своим маленьким другом. Сверкающие планеты, матовые пески пустыни, сломанный самолёт и наивные рисунки великого писателя… Мы попали в книгу…

Так что же делает человека человеком?

Ученики 2-4 классов пришли к выводу, что человека Человеком делают дружба, привязанность и любовь, умение удивляться, слышать другихи возможность быть услышанным, борьба с собственными пороками и самопожертвование. Каждый класс представил миниатюру на тему, по которой работал на уроках.Все учащиеся порадовали глубиной понимания произведения и творческим подходом.

Такие мероприятия позволяют создать атмосферу праздника, единства учителей и учащихся школы. И главное место вэтом праздничном фейерверке занимает книга.

В нашей школе семья рассматривается как социальная ценность, основное предназначение которой - передавать от поколения к поколению лучшие традиции, в том числе и семейное чтение. Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их на совместные занятия с детьми, на совместное чтение книг является одним из приоритетных направлений в работе педагогов школы.

В 2009 году состоялось первое заседание клуба «Семейное чтение». Это было собрание из нескольких семейных пар с детьми, которые отдавали предпочтение книге как средству организации досуга. На сегодняшний день это многочисленная группа единомышленников, состоящая из родителей и их детей, педагогов и школьного библиотекаря. Основная задача клуба- привлечение родителей к совместному чтению художественной литературы и обсуждению прочитанного. Основными принципами деятельности клуба» стали открытость – любой желающий может посетить любое заседание, стать его участником; добровольность посещения, неформальность общения. Используются различные формы встреч: конкурсные программы, викторины, совместное чтение с последующим обсуждением.

Заседание клуба проводится по выбранной книге. Это может быть книга с «Золотой полки» класса или школы, а может книга, которую посоветовал классный руководитель.

Какой гордостью и радостью светятся глаза детей, когда выступают их родители! Такая же реакция и у взрослых. Такие встречи рождают особую доверительную атмосферу общения и духовную близость между поколениями. Формирование нравственных взаимоотношений у детей в семье происходит, прежде всего, в процессе совместного участия в общем деле всех ее членов. Обдумывание замыслов, общая ответственность и взаимопомощь сближают семью, способствуют формированию у них бережного, доброжелательного отношения друг к другу. Совместное обсуждение произведений художественной литературы в некоторых семьях стало хорошей традицией.

Пусть наш очаг горит,

Не остывая,

Теплом домашним

Сердце согревая.

Семью сплотить

Сумеет мудрость книг,

Чтоб знаний наших

Не иссяк родник.

Одной из новых форм работы по развитию у детей критического мышления стал в этом году конкурс «Пишу с любовью». Цель конкурса: сконцентрировать все свои возможности и доказать другим, а прежде всего СЕБЕ, можно писать красиво, грамотно, если делать это с любовью. Для конкурсного текста была выбрана философская притча. Во время проведения в качестве дополнительного источника вдохновения звучала тихая музыка. Впоследствие ребята говорили, что и текст, и сама обстановка в аудитории была настолько трогательной, что хотелось сказать друг другу самые добрые слова, некоторые даже растрогались до слёз.

Для воспитания потребности в чтении подрастающего поколения по-прежнему важны такие социальные институты, как семья, школа и библиотека. Наша задача сделать чтение увлекательным, интересным. Чтение должно стать нормой жизни, а не его исключением.

Шрифт: +
Отзыв о книге «Школа будущего» К. Робинсона и Лу А...
Урок с использованием стратегий текстовой деятельн...
 

КОММЕНТАРИИ (0)

Никто еще не добавил комментарий

Добавить комментарий

  1. Отправка комментария от имени Гостя.
Прикрепленные файлы: (0 / 3)
Добавить ваше местоположение
Введите проверочный текст изображенный на картинке

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://metod-lichnost.ru/