Тема урока: «Девушка—чайка» (крымская легенда)
Цель: познакомить учащихся с новым жанром легендой; работать над формированием правильного типа читательской деятельности; развивать критическое мышление учащихся, речь; продолжить работу по обогащению словаря учащихся; воспитывать интерес к чтению; продолжить работу в группах; формировать умение проводить рефлексию.
Оборудование:мультимедийная презентация, интерактивная доска, листы c текстами легенды для каждого ученика, рабочая тетрадь для каждого, опорные слова.
Ход урока:
Орг.момент.
Постановка темы урока. Стадия вызова.
Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова великого римского философа и драматурга Луция Анней Сенека:
«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»
- Как вы понимаете эти слова?
- Хорошо.
Ребята, наш уроквнеклассного чтения проходит в рамках проектной недели, посвященной неделе Чёрного моря. И сегодня мы познакомимся с одной старинной легендой. И наша легенда будет связана с птицей, которая реет над морем и похожа на белые платочки, которыми машут при прощании или встрече в знак приветствия.
- Что это за птица?
Упражнение «Ассоциации»:
- Запишите возникшие ассоциации к слову- чайка.
- ( Каждый ученик в своей тетрадке записывает слова, которыеассоциируются у них со словом «чайка» )
- А затем обсуждают в паре, какую ассоциацию можно представить, т.е. написать и прикрепить на доске вокруг слова « чайка». Условие : слова не должны повторяться)
- Какие приметы или поговорки вы знаете о чайках.
4.Первичное восприятие и осознание нового материала.
А) Совместное обсуждение и разгадывание загадок .
-Молодцы! Ребята, я вам сказала, что мы будем знакомиться с легендой, но не сказала название.
- Это сделаю чуть позже, асначала мы с вамиотгадаем опорные слова для того , чтобы предположить сюжет
_ - Кто ловил неводом рыбу в сказке А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбка» (старик)
-Как называется место, куда попал Робинзон Крузо? (остров)
-Лицо женского пола, достигшее половой зрелости, но не состоящее в браке. ( девушка)
- Синоним к слову СЕКРЕТ (тайна)
-Назвать одним словом: Черное, Белое, Красное (море)
- Разгадать ребус (казаки)
- Молодцы! Пришло время узнать, как же называется наша легенда.
- Может, кто – нибудь догадался?
- наша легенда называется « Девушка-чайка»
- Б) Прогнозирование сюжета.
- - Зная теперьназвание и опорные слова, предположите, о чём это произведение?
- - А сейчас я даю вам три минутки, чтобы вы обсудили в парах и предположили, используя опорные слова, сюжет этой легенды.
- ( Презентация сюжетов.)
- Ваши догадки очень интересны. А как же было на самом деле? Хотите узнать?
Работа с текстом легенды. Стадия осмысления.
Знакомство с легендой (чтение с остановками)
- Тогда слушайте …
а) читает учитель 1 часть, звучит музыка (шум моря):
На море на Черном есть остров суровый, немой нелюдимый – красные скалы на буйном зеленом раздолье. Не видно на острове беленьких хаток, кудрявые листья его не покрыли. Одна только тропка зеленая вьется: весенний ручей промыл красную глину, оброс зеленой травою. А дальше – все мертво и глухо.
Но нет, не все: вон там на утесе над морем, где вечно бушует седой прибой, на самой вершине горит по ночам огонек. А днем над утесом чайки печальные вьются, кричат над бушующим морем.
Это что за утес? Почему там огонь? И за что чайки любят утес тот суровый?
-Какие впечатления у вас от начала легенды?
- Попробуйте ответить на вопросы этой части.
-Интересно узнать, что было дальше? Давайте читать вместе.
-
б) чтение 2 части, чтение в кружок :
Давно говорят, на остров тот дикий приплыл человек неизвестно откуда. Вынес на берег ребенка и вещи и стал себе жить—поживать.
Как жил, чем питался – сначала об этом никто не ведал. Со временем люди узнали, какое доброе сердце у этого человека. Он каждую ночь огромный разжигал костер, чтоб его видно было далеко, чтоб корабли, которые плыли по волнам зеленым, могли безопасно пройти мимо камней суровых да отмелей скрытых, коварных! А если корабль разбивался о скалы, тогда человек в своем старом челне отважно бросался на помощь несчастным.
И благодарные люди отдать ему готовы были сокровища, деньги и все, что везли на своих кораблях. Но не брал ничего чужеземец, лишь только еды немного, да дров, да смолы для костра.
И вскоре все узнали о старике этом странном и дочери его любимой, которую, словно русалку, волны морские качали, ласкали и жалели.
Выросла дочь старика, и стала на диво красива: бела словно пена морская, глаза голубые, словно море сияли, а зубы, как жемчуг, сверкали из-под алых губ.
Ученики задают вопросы читающему ученику.
-Как вы думаете, мы угадали смысл легенды?
-Что может произойти дальше?
в) чтение про себя :
-Прочитайте следующую часть и подчеркните карандашомключевые слова, в которых заключена сила благодарности девушке.
Однажды после купания девушка сладко уснула на теплом песочке (море в то время молчало-дремало). И слышит сквозь сон она шепот. То рядом за камнем втроем собрались: птица-бабич, свинка морская, да рыбка—чешуйка золотая.
Вот рыбка и молвит:
-- Достану со дна я ей жемчуг, кораллы и яркие самоцветы за то, что спасла меня. Лежала, несчастная, я на берегу—сердитые волны забросили очень далеко. Жгло меня солнце, сушило, а хищная чайка в небе кружилась, и с ней моя смерть приближалась. А добрая девушка эта взяла меня, ласково мне улыбнулась и в море легко опустила. Я вновь ожила…
-- А я хорошо научу ее плавать, нырять, танцевать веселые танцы, чудесные сказки я ей расскажу, -- молвила свинка морская, -- за то, что она меня кормит, делится честно едою со мной. Погибла бы я без неё…
-- А я, -- отозвалась задумчиво птица—бабич, -- а я ей поведаю новость, которой никто здесь не знает. Была я за морем, слыхала: прибудут сюда корабли. На тех кораблях дивные люди с чубами (их зовут казаками). Они никого не боятся, и даже древнему морю подарки не дарят, как другие купцы—мореплаватели, лишь вёслами бьют его, не уважают. И море разгневалось на казаков, и злая судьба их всех потопить присудила, сокровища камням отдать, да нам, морским слугам. Большой этой тайны никто не знает. А ей, милосердной, должна рассказать я за то, что меня она тоже спасла. Какой—то злодей перебил мои крылья стрелою, и я умирала на волнах зеленых. А милая девушка эта меня изловила, кровь зашептала, целебных трав приложила, кормила, поила, за мною смотрела, пока не срослись мои крылья. За это раскрою ей тайну большую…
-- Молчи! – зашумели, проснувшись, сердитые волны. – Молчи, не твое это дело! Не смеет никто знать о воле великого моря, не смеет никто противиться грозному!
Набросились волны на камни, сердито кричат между ними. Испуганно свинка и рыбка нырнули на дно, а птица в небо взлетела.
Но поздно проснулись волны: услышала девушка тайну, на ноги быстро вскочила и громко позвала:
-- Вернись, птица-бабич, вернись! Расскажи о тайне подробней! Не нужно ни жемчуга мне, ни кораллов, ни танцев веселых, ни сказок чудесных. А лучше скажи мне, откуда высматривать казаков, как от беды их спасти?
А волны бушуют, а волны ревут:
-- Молчи! Не расспрашивай глупый ребенок. Смирись! Не перечь лучше морю: море ведь сильно накажет.
А девушка думает «Ладно, бушуйте, зеленые волны, чернейте от злости, беситесь. Я вам не отдам на съедение людей тех отважных. Я выручу казаков тех. Отцу не скажу я ни слова. Ведь старенький он, и бороться ему не под силу, а большое ненастье, я вижу будет».
-Как хотели отблагодарить девушку за её доброту.
-Почему птица решила поведать тайну девушке?
-Почему море мешало раскрыть тайну?
-Закончите легенду по—своему. (Работа в парах)
-
д) чтение учителем концовки легенды:
И день догорел, солнце в море спустилось, наступила тишина. Дочь попрощалась с отцом, в пещере легла. А только отец стал костер разжигать, она поднялась, прыгнула в лодку, приготовила все – ждет бури!
Море спокойно пока. Но вдали слышен гул: то туча идет, глазами сверкает, крыльями черными машет на яркие звезды. И гаснут звезды от страха. Вот ветер налетел, засвистел, стараясь костер потушить. Но дед догадался, подбросил смолы, и костер запылал сильнее. И ветер отпрянул назад, и вновь тишина наступила…
И снова, но ближе, загрохотала грозная туча. И целая стая ветров закружилась, завыла, толкая в бока сонные волны. Волны толпою метнулись к скалам. А скалы швырнули в них камни. Жадно они поглотили гостинцы и бросились снова на скалы.
Туча находит, гром громыхает, и молнии хищно сверкают. А буря корабли несчастные гонит, мачты ломает, рвет паруса, в волнах соленых купает.
Но борются с морем казаки, не поддаются! Вот подогнало их к берегу море, вот раскачало и бросило прямо на скалы. И скалы завыли увидев такую добычу. Глазом моргнуть казаки не успели – вдребезги разбило корабли.
Девушка, страха не зная, в море лодку направляет, утопающих хватает, быстро на берег выносит. Уж здесь собралось их не мало, но больше еще погибает. А девушка знай спасает и слышать не хочет, что говорит ей грозно море:
-- Эй, отступись, не тягайся со мною! Добыча моя, не отдам по—пустому! Эй отступись, неразумная! Страшная доля тебя покарает.
Но напрасно! Девушка слушать не хочет. Поднялись страшные волны, старую лодку подхватили, как скорлупку, бросили с гневом на скалы—разбили.
Девушка плачет: плачет она не от боли, плачет она не со страху, -- она из-за лодки рыдает. Жалко ей стало, что нечем спасать несчастных.
«Нет, попытаюсь еще раз!» Мигом одежду с себя сорвала и бросилась в бурное море. Не смилостивилось море: жадно ее поглотило. Но смилостивилась судьба: девушка не погибла. Серою чайкой она вспорхнула и полетела над морем, громко плача.
А старик не знал, что дочь совершила. Да те казаки, которых спасла она, все рассказали. Старик как стоял у костра, так и бросился с горя в огонь..
Погибли и дочь, и старик.
Но нет, не погибли! Каждую ночь огонек на утесе мерцает, а над утесом серые чайки летают, плачут—кричат, лишь только услышат хищную бурю: оповещают моряков, да нам повествуют о древней легенде, о славной девушке—чайке.
-Какими красками изобразили свои чувства после прочтения легенды?
Стадия рефлексии.
Характеристика девушки.
-У вас в тетрадках написаны слова .Вы должны выбрать слова с помощью которых можно описать девушку и ее поступок.
Добрая, милосердная, ласковая, обижает, трусливая, смелая, злая,заботливая, настойчивая,погибает, спасает, помогает,заботливая, боится, красивая
-Прочитайте свои слова.
-Нарисуйте своё отношение к девушке.
Составление синквейна.
-Используя выбранные слова, составьте синквейн«Девушка».
Итог урока.
-Захотелось ли вам познакомиться с другими легендами?
-Нарисуйте своё настроение в конце урока.
Домашнее задание.
-Дома нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся отрывку.