Цель:
Определить, какое значение имеют стихи и песни о войне.
Задачи:
Учить различным методам работы с текстом.
Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст.
Способствовать развитию литературных способностей учащихся:
- эмоциональной чуткости к слову;
- образной конкретизации и образному обобщению словесных образов.
Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.
Оборудование:
аудио-записи песен;
распечатанные тексты.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Объявление темы урока, его цели и задач.
3.Беседа с учениками.
4.Работа с текстами в группах.
5.Подведение итогов.
6.Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и цели урока.
3. Беседа с учениками.
- Вам знакомо высказывание: «Когда говорят пушки, музы молчат»?
- Как вы понимаете его?
- Приведите примеры, опровергающие это высказывание.
4. Работа с текстами песен.
Вступительное слово (рассказывает подготовленный ученик).
–Еще до вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз известный поэт В.И.Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроник о бомбежках Мадрида и Варшавы занес в свою записную книжку строчки:
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать...
И сразу после начала Великой Отечественной войны поэт развернул этот образ в свое знаменитое стихотворение, которое уже 24 июня 1941 года было опубликовано сразу в двух газетах - "Известия" и "Красная звезда". Там их и прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. В тот же день он положил их на музыку. И через два дня (предельно сжатые сроки) вечером состоялась премьера "Священной войны" в зале ожидания Белорусского вокзала, заполненного бойцами, отправлявшимися на фронт. Когда начали петь второй куплет, шум в зале прекратился. По требованию бойцов артисты тогда исполнили "Священную войну" пять раз подряд.
Звучит песня «Священная война».
Работа в группах.
- Запишите слова-ассоциации к слову «война». Выпишите из текста песни слова, которыми вы бы могли продолжить свой ассоциативный ряд.
- Какие чувства возникают при прослушивании этой песни?
-Какую цель достигает автор этих строк?
Учащиеся делают вывод.
-Вы помните произведения поэтов-участников Великой Отечественной войны. Назовите их. (Ученики могут назвать стихи К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, М.Исаковского, Б.Окуджавы).
-Послушайте песню на стихи М.Исаковского «Враги сожгли родную хату».
Работа в группах.
- Расскажите, каким вы представляете человека, о котором эта песня?
- Какие чувства возникают при прослушивании этой песни?
-Почему автору удаётся так точно передать настроение, чувства солдата?
-Какую цель достигает автор этих строк?
Работапо тексту в группах .
1.Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.
2.Выделите те слова, которые непосредственно связаны с темой текста, развивают основную мысль данного текста.
Роль памяти в духовном становлении человека огромна. Доказательство тому народный опыт. Почему издревле на Руси придается такое огромное значение памяти? Беспамятный человек – неуважаемый. Человек же, способный хранить долгую память – нравственный образец. Есть в народе такая поговорка: «Иван, не помнящий родства». Так называют самого последнего человека, того, кто не помнит своего прошлого, своего рода, дел предшественников. Он – самый презираемый человек на Руси.
Порой меня поражает странное невежество молодых людей. Это плохое знание истории, отсутствие той большой высокой памяти, которая должна присутствовать в человеке. Ведь он не летучий стручок: в мире у него есть корни, а они в земле его предков, которые создали наше государство, обороняли его, которые создали нашу культуру, строили, обрабатывали землю.
Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьезно, прошлое должно быть частью его души, частью существа, естества человеческого.
Ю. Нагибин
- А теперь послушайте ещё одну песню. (Звучит песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя»)
- Высоцкий рассказывал, что многие его слушатели думали, что он участник войны (хотя на самом деле он родился в 1938 году). Как вы думаете, почему?
- Почему человеку, знающему о войне только по рассказам, удалось так честно её показать в своих стихах и песнях?
- Какие чувства возникают при прослушивании этой песни?
5. Подведение итогов.
- Сделайте, пожалуйста, вывод о том, почему стихи и песни о войне находят отклик в душах не только ветеранов, но и всех людей, живущих в нашей стране? Какие мысли Ю.Нагибина помогут вам в формулировке вывода?
- Не случайно человеку дана память. Мы должны помнить о войне. А помогают нам не забывать о ней стихи и песни о войне.
6. Домашнее задание.
-Напишите небольшое сочинение-рассуждение о памяти «Мы помним о войне».