Автор Знаменская Ольга 20.05.2014
Категория: Системно-деятельностный подход

Методическая разработка уроков литературы в 8 классе, посвященных рассказам о Великой Отечественной войне

 Образовательная программа:

УМК «Литература,

8 класс, в 2 частях»,

авторы: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П.,

Коровин В.И. – Просвещение, 2012.


Уроки 1-2: «Возвращение с войны. По рассказам «Судьба человека» М.Шолохова и «Возвращение» А.Платонова»

Работа рассчитана на 2 урока, проводится в форме французской мастерской.

Цель урока – актуализация знаний учащихся о Великой Отечественной войне, анализ рассказов «Судьба человека» М.Шолохова и «Возвращение» А.Платонова.

Задачи урока:

1.Провести сравнительный анализ рассказов о войне.

2.Показать, как в рассказах отразилась правда военной и послевоенной жизни народа.

Формирование УУД

Регулятивные УУД

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

2. Умение оценивать свою работу по предложенным критериям.

Познавательные УУД

1. Использование приёмов изучающего чтения.

2. Поиск и выделение необходимой информации.

3. Изложение содержания прочитанного текста подробно и выборочно.

4. Постановка и формулирование проблемы.

5. Осуществление анализа и синтеза.

6. Установление причинно-следственных связей.

7. Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3. Аргументирование своей точки зрения.

4. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

6. Выслушивание собеседника и ведение диалога, умение обратиться за помощью.

7. Выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

2. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Оборудование: распечатанные фрагменты рассказов; мультимедийный проектор, колонки.

Образовательная программа – УМК Литература , 8 класс в 2 частях Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Ход урока.

1.Индуктор.

1)Слово учителя.

-Великая Отечественная война вечно будет жить в людской памяти, а герои этой войны будут вызывать благодарность потомков. Но мы должны помнить о том, что победу приближали не только те герои, чьи имена вошли в историю нашего Отечества. Обычные люди, солдаты, сражавшиеся за каждую пядь родной земли, их семьи, терпеливо ожидавшие возвращения отцов, мужей, сыновей, братьев…

2)Индивидуальная работа.

-Запишите, пожалуйста, диаманту к понятиям «война» и «мирная жизнь».

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 глагола или причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 глагола или причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Желающие зачитывают свои примеры.

2.Деконструкция

1)Работа в группах. (В одной группе дети работают с текстом рассказа «Судьба человека», в другой – «Возвращение»).

-Вы прочитали оба рассказа. Сравните их с помощью стратегии «Кольца Венна».

Каждая группа представляет свой материал. На доске записывается общее сравнение.

2)Работа с текстом.

-Обратите внимание, что отличий в «Кольцах Венна» больше, чем общих черт. Подготовьте небольшой пересказ текста от группы, не затрагивая момент возвращения домой.

Учащиеся представляют пересказ от группы, обращают внимание на детали ( «Судьба человека»: жизнь героя до войны, плен, побег, "На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала". «Возвращение»: общение герояс Машей, его переживания по поводу того, что он привык к армии, «Иванов ... прослужил всю войну...», «устало сердце у солдата, тысячи верст исходили его ноги за эти годы, морщины усталости лежали на его лице, и глаза резала боль под закрытыми веками - они хотели теперь отдыха в сумраке или во тьме...»).

3.Реконструкция

- В обоих рассказах есть общая точка – возвращение солдата с войны. Вспомните картины, фильмы, в которых отразился момент возвращения солдат после войны. Запишите слова-ассоциации или сделайте рисунок. (В группе дети оформляют свои рисунки и слова-ассоциации на общем листе).

4.Социализация и афиширование.

Учащиеся представляют наработанный материал. (Праздничный салют, цветы, радость, улыбки, слёзы радости и т.д.)

Просмотр фрагмент кинохроники, где показано, как встречают солдат их близкие.

5.Разрыв. Сопоставление представления о возвращении с войны с тем, как это показано в рассказах.

1)Работа в группах.

- А теперь вспомните, как в рассказах показано возвращение главных героев с войны. ( Ученики находят примеры в тексте, зачитывают их. «Судьба человека»: «Похоронил яв чужой,немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моегосына,провожая своегокомандира вдалекий путь,и словно что-то во мне оборвалось...Приехал яв свою часть сам не свой.Но тут вскорости меня демобилизовали.Куда идти?Неужто в Воронеж? Ни за что! Вспомнил,что вУрюпинске живет мой дружок,демобилизованный еще зимою по

ранению,-онкогда-топриглашал меняксебе,-вспомнил ипоехал в Урюпинск».

«Возвращение»: «Ты отец, что ль? - спросил Петрушка, когда Иванов его обнял и поцеловал, приподнявши к себе. - Знать, отец.

- Отец... Здравствуй, Петр Алексеевич.

- Здравствуй... Чего ехал долго? Мы ждали-ждали.

- Это поезд, Петя, тихо шел... Как мать и Настя: живы-здоровы?

- Нормально, - сказал Петр. - Сколько у тебя орденов?

- Два, Петя, и три медали.

- А мы с матерью думали - у тебя на груди места чистого нету. У матери тоже две медали есть, ей по заслуге выдали... Что ж у тебя мало вещей - одна сумка?

- Мне больше не нужно.

- А у кого сундук, тому воевать тяжело? - спросил сын.

- Тому тяжело, - согласился отец. - С одной сумкой легче. Сундуков там ни у кого не бывает.

- А я думал - бывает. Я бы в сундуке берег свое добро - в сумке сломается и помнется.

Он взял вещевой мешок отца и понес его домой, а отец пошел следом за ним».

Делается вывод о том, что в рассказах всё обыденно, нет ощущения праздника от того, что герой вернулся.)

2)Техника решения проблем.

- Сформулируйте проблему, которая возникла в жизни каждого героя. ( У Андрея Соколова нет семьи, а у Алексея Иванова семья распадается).

-Заполните, пожалуйста, таблицы «SWOT-анализ» и предложите свои пути решения данной проблемы. Как герой должен дальше себя вести?

(Учащиеся в группе анализируют проблему, предлагают пути её решения, заполняют таблицу, делают вывод. В обоих рассказах героя возвращают к нормальной жизни дети. Для большего эмоционального воздействия предлагаем посмотреть фрагмент из к/ф «Судьба человека» - разговор с Ванюшкой).

Примечание. SWOT-анализ - техника решения проблем. При заполнении таблицы учащиеся используют ручки двух цветов (красной выписывают угрозы, зелёной или синей – возможности).

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

6.Рефлексия.

- В качестве рефлексии напишите синквейн по теме «Возвращение с войны». Напомню технологию его создания:

Название (обычно существительное)

Описание (обычно прилагательное)

Действия

Чувство (фраза)

Повторение сути.

(Дети зачитывают свои синквейны, подводят итоги работы).

7.Домашнее задание.

Прогнозирование: написать эссе«Каксложитсясудьбагероев» (зарамкамирассказов).

Список использованной литературы:

1. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.

2. Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

3. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm – НП «Региональный центр развития критического мышления через чтение и письмо»

Интернет-источники:

1.Хроники военного времени.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3566078

http://yandex.ru/video/search?text=фрагмент%20фильма%20судьба%20человека&path=wizard

http://yandex.ru/video/search?text=хроника%20военных%20лет%20возвращение%20солдат&path=wizard

]
Добавить Комментарий