Образовательная программа:
УМК «Литература,
8 класс, в 2 частях»,
авторы: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П.,
Коровин В.И. – Просвещение, 2012.
Уроки 1-2: «Возвращение с войны. По рассказам «Судьба человека» М.Шолохова и «Возвращение» А.Платонова»
Работа рассчитана на 2 урока, проводится в форме французской мастерской.
Цель урока – актуализация знаний учащихся о Великой Отечественной войне, анализ рассказов «Судьба человека» М.Шолохова и «Возвращение» А.Платонова.
Задачи урока:
1.Провести сравнительный анализ рассказов о войне.
2.Показать, как в рассказах отразилась правда военной и послевоенной жизни народа.
Формирование УУД
Регулятивные УУД
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
2. Умение оценивать свою работу по предложенным критериям.
Познавательные УУД
1. Использование приёмов изучающего чтения.
2. Поиск и выделение необходимой информации.
3. Изложение содержания прочитанного текста подробно и выборочно.
4. Постановка и формулирование проблемы.
5. Осуществление анализа и синтеза.
6. Установление причинно-следственных связей.
7. Построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3. Аргументирование своей точки зрения.
4. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
5. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
6. Выслушивание собеседника и ведение диалога, умение обратиться за помощью.
7. Выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
2. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
Оборудование: распечатанные фрагменты рассказов; мультимедийный проектор, колонки.
Образовательная программа – УМК Литература , 8 класс в 2 частях Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Ход урока.
1.Индуктор.
1)Слово учителя.
-Великая Отечественная война вечно будет жить в людской памяти, а герои этой войны будут вызывать благодарность потомков. Но мы должны помнить о том, что победу приближали не только те герои, чьи имена вошли в историю нашего Отечества. Обычные люди, солдаты, сражавшиеся за каждую пядь родной земли, их семьи, терпеливо ожидавшие возвращения отцов, мужей, сыновей, братьев…
2)Индивидуальная работа.
-Запишите, пожалуйста, диаманту к понятиям «война» и «мирная жизнь».
Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 глагола или причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 глагола или причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Желающие зачитывают свои примеры.
2.Деконструкция
1)Работа в группах. (В одной группе дети работают с текстом рассказа «Судьба человека», в другой – «Возвращение»).
-Вы прочитали оба рассказа. Сравните их с помощью стратегии «Кольца Венна».
Каждая группа представляет свой материал. На доске записывается общее сравнение.
2)Работа с текстом.
-Обратите внимание, что отличий в «Кольцах Венна» больше, чем общих черт. Подготовьте небольшой пересказ текста от группы, не затрагивая момент возвращения домой.
Учащиеся представляют пересказ от группы, обращают внимание на детали ( «Судьба человека»: жизнь героя до войны, плен, побег, "На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала". «Возвращение»: общение герояс Машей, его переживания по поводу того, что он привык к армии, «Иванов ... прослужил всю войну...», «устало сердце у солдата, тысячи верст исходили его ноги за эти годы, морщины усталости лежали на его лице, и глаза резала боль под закрытыми веками - они хотели теперь отдыха в сумраке или во тьме...»).
3.Реконструкция
- В обоих рассказах есть общая точка – возвращение солдата с войны. Вспомните картины, фильмы, в которых отразился момент возвращения солдат после войны. Запишите слова-ассоциации или сделайте рисунок. (В группе дети оформляют свои рисунки и слова-ассоциации на общем листе).
4.Социализация и афиширование.
Учащиеся представляют наработанный материал. (Праздничный салют, цветы, радость, улыбки, слёзы радости и т.д.)
Просмотр фрагмент кинохроники, где показано, как встречают солдат их близкие.
5.Разрыв. Сопоставление представления о возвращении с войны с тем, как это показано в рассказах.
1)Работа в группах.
- А теперь вспомните, как в рассказах показано возвращение главных героев с войны. ( Ученики находят примеры в тексте, зачитывают их. «Судьба человека»: «Похоронил яв чужой,немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моегосына,провожая своегокомандира вдалекий путь,и словно что-то во мне оборвалось...Приехал яв свою часть сам не свой.Но тут вскорости меня демобилизовали.Куда идти?Неужто в Воронеж? Ни за что! Вспомнил,что вУрюпинске живет мой дружок,демобилизованный еще зимою по
ранению,-онкогда-топриглашал меняксебе,-вспомнил ипоехал в Урюпинск».
«Возвращение»: «Ты отец, что ль? - спросил Петрушка, когда Иванов его обнял и поцеловал, приподнявши к себе. - Знать, отец.
- Отец... Здравствуй, Петр Алексеевич.
- Здравствуй... Чего ехал долго? Мы ждали-ждали.
- Это поезд, Петя, тихо шел... Как мать и Настя: живы-здоровы?
- Нормально, - сказал Петр. - Сколько у тебя орденов?
- Два, Петя, и три медали.
- А мы с матерью думали - у тебя на груди места чистого нету. У матери тоже две медали есть, ей по заслуге выдали... Что ж у тебя мало вещей - одна сумка?
- Мне больше не нужно.
- А у кого сундук, тому воевать тяжело? - спросил сын.
- Тому тяжело, - согласился отец. - С одной сумкой легче. Сундуков там ни у кого не бывает.
- А я думал - бывает. Я бы в сундуке берег свое добро - в сумке сломается и помнется.
Он взял вещевой мешок отца и понес его домой, а отец пошел следом за ним».
Делается вывод о том, что в рассказах всё обыденно, нет ощущения праздника от того, что герой вернулся.)
2)Техника решения проблем.
- Сформулируйте проблему, которая возникла в жизни каждого героя. ( У Андрея Соколова нет семьи, а у Алексея Иванова семья распадается).
-Заполните, пожалуйста, таблицы «SWOT-анализ» и предложите свои пути решения данной проблемы. Как герой должен дальше себя вести?
(Учащиеся в группе анализируют проблему, предлагают пути её решения, заполняют таблицу, делают вывод. В обоих рассказах героя возвращают к нормальной жизни дети. Для большего эмоционального воздействия предлагаем посмотреть фрагмент из к/ф «Судьба человека» - разговор с Ванюшкой).
Примечание. SWOT-анализ - техника решения проблем. При заполнении таблицы учащиеся используют ручки двух цветов (красной выписывают угрозы, зелёной или синей – возможности).
Сильные стороны | Слабые стороны |
Возможности | Угрозы |
6.Рефлексия.
- В качестве рефлексии напишите синквейн по теме «Возвращение с войны». Напомню технологию его создания:
Название (обычно существительное)
Описание (обычно прилагательное)
Действия
Чувство (фраза)
Повторение сути.
(Дети зачитывают свои синквейны, подводят итоги работы).
7.Домашнее задание.
Прогнозирование: написать эссе«Каксложитсясудьбагероев» (зарамкамирассказов).
Список использованной литературы:
1. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
2. Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
3. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm – НП «Региональный центр развития критического мышления через чтение и письмо»
Интернет-источники:
1.Хроники военного времени.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3566078
http://yandex.ru/video/search?text=фрагмент%20фильма%20судьба%20человека&path=wizard
http://yandex.ru/video/search?text=хроника%20военных%20лет%20возвращение%20солдат&path=wizard
]