Новая парадигма образования в информационном обществе центрируется на формировании социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает людям знания и навыки, помогающие адаптироваться в современном многообразном и подвижном информационном поле. Это предполагает умение читать, понимать прочитанное, эффективно использовать получаемую информацию на протяжении всей жизни.
Чтение является базовым компонентом, характеризующим жизнедеятельность человека, чтение лежит в основе формирования инновационных компетенций, потомушкола «Личность» в сентябре 2009 года включилась в программу «Школа, где процветает грамотность».
Обучение чтению может быть успешным, если его организовать с использованием стратегий чтения.
Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных для достижения целей - полноценного освоения содержания текста. Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких как анализ и синтез получаемой информации, оценке собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему.
Учителя школы «Личность» овладевают практическими приемами, развивающими мотивацию, общеучебные и коммуникативные умения. Анализ эффективности используемых стратегий( см. вложения ) на уроках позволяет говорить об определенных качественных изменениях в образовательной среде, процессе обучения, учениках в условиях компетентностного подхода, при котором предпочтение отдается творческой организации продуктивной деятельности.
Мы предлагаем опыт проведения таких уроков чтения с использованием стратегий чтения и разработанных учителями рабочих тетрадей.
Уроки представили:
Белик Елена Александровна, учитель начальных классов высшей категории
Урок внеклассного чтения в 1 классе с использованием инновационных технологий.
Тема урока: Г.Цыферов «Паровозик из Ромашково»
Новицкая Ирина Петровна, учитель начальных классов, высшей категории
Урок внеклассного чтения с элементами критического мышления в 3 классе.Тема: В. А. Сухомлинский « Две матери»
Паскал Наталья Олеговна, учитель начальных классов высшей категории
Интегрированный урок по чтению и русскому языку по теме: «Мама». Форма урока – французская мастерская.
Селезнева Елена Васильевна, учитель начальных классов высшей категории, руководитель МО ЧОУ СОШ «Личность» г.Новороссийска
Интегрированный урок внеклассного чтения и русского языка с применением стратегий чтения
Тема: «Осень в произведениях русских писателей и поэтов. Части речи. Повторение»