Буданова О.М., учитель русского языка и литературы ЧОУ СОШ «Личность
Клуб семейного чтения
Тема урока: «Как сердцу высказать себя…» Нравственные проблемы в рассказе
П. Зюскинда «Тяга к глубине».
Цель урока: знакомство учащихся и родителей с творчеством немецкого писателя
П. Зюскинда, развитие навыков работы с текстом на основе использования
различных стратегий чтения, развитие логического, ассоциативного
мышления, речи учащихся.
Оформление урока: выставка репродукций картин Клода Моне,
А.И. Куинджи, К. П. Брюллова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана
и др.(1). Музыка Л. Бетховена.
Эпиграфы к уроку.
Словом
можно убить,
Словом
можно спасти…
В.Шефнер
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно…
А. Пушкин
Предварительная работа ( технология «Предвосхищающее чтение»): участникам
сообщается название произведения, предлагается
предположить, о чём оно; работы зачитываются, после
этого учитель читает произведение (можно предложить
каждому прочитать рассказ самостоятельно).
План работы.
1.Слово учителя. Краткое сообщение об авторе, его книгах.
Патрик Зюскинд – немецкий драматург и прозаик, один из самых популярных писателей конца 20 века. Он переменил много профессий: работал в патентном отделе фирмы «Сименс», музыкантом в танцевальном зале, тренером по настольному теннису, писал рассказы и сценарии для телевидения. Он автор повестей «История господина Зоммера», «Голубка», пьесы «Контрабас», рассказов, новелл. Всемирную известность Зюскинду принёс роман «Парфюмер», опубликованный в 1985 году, переведённый на десятки языков мира и занимающий ведущее место в первой десятке бестселлеров. Если говорить о писательской манере автора, необходимо отметить тонкий психологизм, удивительную мистификацию, чувство юмора. Всё это оказывает глубокое влияние на читателя. Одна из газет Цюриха писала: «То, что описывает Зюскинд, можно не только узнать по запаху, ощутить на вкус, увидеть и услышать; это художник, умеющий представить убогую исчезнувшую жизнь в её великом внутреннем драматизме».
Сегодня мы будем работать над, бесспорно, интересным и глубоким рассказом писателя «Тяга к глубине», входящим в цикл «Три истории» (2)
_____________________________________________________________________________
1.Серия «Великие художники», ООО «Издательство «Директ – Медиа», М., 2011
2.П. Зюскинд «Тяга к глубине», Санкт – Петербург, «Азбука – классика», 2003
2.Работа над рассказом. Напоминаем группам ( в них входят учащиеся и родители) о том, каковы были первоначальные предположения о теме произведения, и ставим задачу осмыслить художественную ткань произведения, его проблему.
Задание 1 группе. Проанализируйте текст, ответьте на вопрос, какой вы увидели
молодую художницу в начале рассказа .Подчеркните в тексте
необходимые вам слова, составьте синквейн, запишите его на
доске. (Каждой группе даётся время для работы. Предваряет
работу группы работа со всеми участниками)
Работа со всеми участниками. (Стратегия «Вопросы и ответы»).
1.На листах, которые лежат перед вами, нарисуйте глубину или
подберите ассоциации.(Представление работ, комментарий)
2. Найдите ключевую фразу 1-го фрагмента. ( «Ей не хватает глубины»)
3.Попробуйте объяснить значение этого слова. (Глубина – сила, степень проявления чего - то (направленность дарования), основательность.
4.Объясните следующие выражения:
В глубине души –(глубоко в сознании); из глубины души - (проявление скрытых переживаний); до глубины души – (тронут, огорчён, взволнован – очень, чрезвычайно)
5.Передайте с помощью цвета, рисунка состояние художницы до оценки её творчества критиком. Или выразите это словами. ( Уверенность в себе, счастье жизни, молодости, ощущение таланта, удачи, возможности выразить себя.)
Задание 2 группе. Глубина… Что заставило художницу усомниться в глубине, значимости своего творчества?Работая в стратегии» Кольца Венна», опираясь на текст, попытайтесь определить, что лежало в основе чужого мнения, чем оно определялось, что можно было бы противопоставить чужому мнению.
( Учащиеся представляют работу на доске).
Работа со всеми участниками.( Стратегия «Вопросы и ответы»)
1. Прочтите фрагмент текста, отметьте всё, что делала художница в поисках глубины. ( Взялась за книги по истории искусства, изучала чужие рисунки, бродила по галереям и музеям, читала труды по истории живописи, взяла труд Витгенштейна (австрийский философ конца 19- середины 20 века, создал труд по познанию структуры мира ) , записалась в художественную студию, пыталась ответить на вопрос, есть ли глубина в картинах Леонардо да Винчи).
2.Определите и запишите ключевую фразу этих поисков.
( «Нет у меня никакой глубины»)
Задание 3 группе. Прочтите фрагмент текста, который рассказывает об изменениях, происшедших в состоянии художницы. Выберите из текста ключевые слова, выпишите их на листок. Используя выписанные слова, расскажите о том, что случилось с художницей.
Работа со всеми участниками. (Стратегия «Вопросы и ответы»).
1.Какаю проблему, на ваш взгляд, поднимает автор рассказа?
Актуальна ли она сегодня?
2.Обратите внимание на слова В.Шефнера, взятые в качестве эпиграфа. Прав ли поэт? Аргументируйте свою точку зрения.
3.Попробуем систематизировать, к чему же может привести зависимость человека от чужого мнения. Работа в стратегии «Кластер»
( Зависимость от чужого мнения--------- неверие в собственные силы и значимость, потеря собственного «Я»------------- потеря ГЛУБИНЫ ( смысла жизни)------- трагедия.
4.Как вы понимаете в свете нашего разговора слова А.С. Пушкина?
5.Какое впечатление произвел на вас рассказ, о чём заставил
задуматься? (даём возможность высказаться всем желающим,
подводим итоги размышлений)
3.Творческое задание. (его можно дать на дом). Прочтите рецензию критика после выставки картин и его слова после смерти девушки – художника. Напишите небольшое сочинение – рассуждение о роли критика и критики в жизни героини. Расскажите о вашем видении этого человека.