По мнению Н.Н. Сметанниковой, «грамотность – базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, расширять доступ к богатствам мировой и национальной культуры, тем самым совершенствуя свой внутренний мир. Грамотность сегодня является надежным инструментом, измерителем интеллектуального потенциала страны… Чтение влияет на конкурентоспособность страны, общее состояние культуры, образования и нравственности в обществе, на состояние экономики и безопасности государства. Именно чтение лежит в основе того, что составляет деятельность человека»[1]. Это приобретает особую значимость на современном этапе развития образования, т.к. ФГОС второго поколения основан на деятельностном подходе, т.е. речь идет не только об усвоении определенной суммы знаний, но и о «формировании российской гражданской идентичности обучающихся…, духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации обучающихся…, создании реальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности…». [2]
Формирование умений грамотно читать и интерпретировать текст, извлекать из него нужную информацию и критически ее оценивать чрезвычайно важно при изучении таких предметов, как история и обществознание, где от ученика требуется запомнить и осмыслить большое количество фактического материала.
Эффективное преподавание истории и обществоведческих дисциплин немыслимо без формирования умений читательской грамотности, т.к. именно они помогают учителю эффективно достигать такие цели, поставленные в Государственном образовательном стандарте общего образования по истории и обществознанию, как:
- «овладение умениями получать критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую информацию), анализировать, систематизировать полученные знания; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений…;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами». [3]
Согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, «курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов компаративных характеристик». Такой подход предполагает умение работать с большим количеством текстов, грамотно их анализировать.
По мнению д.п.н., члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук РФ Баранова П.А., одним из основных принципов изучения обществоведческих дисциплин является проблемное обучение, т.е. «формирование у учащихся умений видеть проблему, ставить и решать познавательные задачи, выходить из нестандартных жизненных ситуаций, моделировать, прогнозировать». [4] Именно применение современных методик работы с текстом способствует глубокому анализу познавательных проблем, актуализации знаний при изучении истории и обществоведческих дисциплин, что, в свою очередь, представляет собой важнейший принцип педагогической мотивации и является основой метапредметности – «направленности обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования».[5] Занятия с применением современных стратегий чтения порождают высокую интеллектуальную активность и побуждают ученика осмысливать текст задания глубоко и критически. В то же время они предполагает диалогичность обучения, работу в небольших группах, субъектно-субъектные отношения участников обсуждения, умение грамотно сформулировать и отстоять свою позицию. В свете дискуссий о введении собеседования по гуманитарным предметам в составе ЕГЭ данные методы обучения приобретает особую актуальность.
В своей книге «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС» Н.Н. Сметанникова приводит стратегии чтения, которые могут быть использованы при работе с любым текстом. [6] В этой статье автор поделится своим опытом применения некоторых из них на уроках истории и обществознания в старшей школе при подготовке к ЕГЭ и олимпиадам разных уровней.
Стратегия 1. «Граф-схемы «Кольца Венна»
Стратегия используется нами для сравнения исторических событий и явлений и выявления общих черт и различий. Ученики рисую два больших кольца (различия), которые немного совпадают в центре (общие черты), и заполнят их как таблицу.
Например,
1) сравните настроение общества и формы народной борьбы с врагом в Отечественной войне 1812 года и в годы Великой Отечественно войны;
2) сравните деятельность и состав первых двух Государственных дум с деятельностью и составом III государственной думы;
3) сравните политику Б.Н.Ельцина и В.В.Путина по отношению к государствам ближнего зарубежья [7].
4) сравните внешнюю политику, И.Сталина и Гитлера, Петра 1 и Карла XII
Стратегия 2. «Информационная карточка»
Ученикам дается задание заполнить информационную карточку, используя текст параграфа или исторический источник.
Тема: «Внешняя политика Петра I» [8]
1. С какими событиями времен Петра I связаны понятия: «вечный мир», «Священная лига», «испанское наследство»? |
|
2. Какова взаимосвязь внешнеполитической деятельности и внутренних преобразований Петра I? |
|
3. Назовите направления внешней политики, цели России на каждом направлении и результаты их достижения в первой четверти XVIII века. |
|
4. Проследите судьбу Азова в конце XVII в.– начале XVIII в. В чем стратегическое значение этой крепости? |
|
5. На победном пиру после Полтавской битвы Петр I поднял тост за «учителей в военном искусстве – господ шведов». Как вы понимаете мотивы поступка Петра? |
|
6. Назовите сподвижников Петра в Северной войне. Какой вклад они внесли в победоносный исход военных действий? Какими качествами обладали «птенцы гнезда Петрова»? |
|
7. Каковы условия Ништадтского мира? |
|
8. Составьте хронологию ключевых событий Северной войны. |
|
Стратегия 3. «Пирамида фактов»
Данная стратегия используется для выстраивания исторических фактов, цифр, данных по степени важности. Пирамида горизонтально делится на три части: 1) детали; 2) важные факты; 3) основные знания.
Например, при изучении темы «Церковный раскол. Реформы патриарха Никона» учащиеся могут расположить информацию следующим образом:
Детали: происхождение патриарха Никона.
Важные факты: 1) причины раскола: противоречия в церковной среде, психологическая неготовность части верующих к восприятию религиозных новшеств. 2) содержание реформы: изменение обрядности русской православной церкви, введение троеперстия при крестном знамении, исправление богослужебных книг по греческим образцам и др.
Основные знания: Церковный собор 1666-1667 – начало раскола, Соловецкое восстание 1668-1676 гг.
Стратегия 4. «Понятие и его определение»
Синоним, определение |
Характеристики понятия
понятие |
примеры |
Пример 1:
Разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной власти юридически и фактически находится в руках монарха |
Признаки абсолютизма:
1) Социальная опора – дворянство; 2) тезис о божественном происхождении верховной власти; 3) политика протекционизма; 4) укрепление военной мощи и ведение завоевательных войн.
Проявления абсолютизма в России в XVIIв.:
абсолютизм |
1) Упразднение местничества в 1682 г.; 2) создание органа секретного политического сыска – Приказа тайных дел; 3) повышение влияния царских фаворитов на формирование политического курса; 4) прекращение созыва Земских соборов; 5) выделение из Боярской Думы узкого круга лиц – Ближняя Дума.
Абсолютная монархия в Западной Европе в XVII-XVIII вв. |
Абсолютная монархия в России в XVIII- начале XX вв. |
Пример 2:
Характеристики понятия
Государственная политика, направленная на поддержку неравноправных отношений, которые во внешней политике проявляются в завоевании территорий, образовании колоний, политическом и экономическом контроле над другими странами, а во внутренней политике – в монополистическом капитализме, формировании промышленно-финансовых монополий |
1) концентрация производства и образование монополистических объединений; 2) концентрация банковского капитала и сращивание его с промышленным; 3)
образование финансовой олигархии; 4) вывоз
капитала; 5) борьба на мировой арене за сферы
экономического и политического влияния.
империализм |
Концепция империализма Ленина |
Концепция империализма Джона Гобсона |
Стратегия 5. «Информационный факт в художественном тексте»
В школьной программе по литературе есть немало исторических произведений, которые обсуждаются нами и на уроках истории. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 г.» учащимся предлагается поработать с текстом романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и заполнить таблицу. [9]
Вопрос |
Ответ в тексте романа |
1. Какие приметы предстоящего сражения показывает Л.Н. Толстой? |
|
2. Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Пьера и князя Андрея. Что новое открылось каждому из них? Почему это было важно для Пьера? |
|
3. Почему сражение показано глазами Пьера? |
|
4. Почему князь Андрей, Тимохин и вся армия уверены в победе? |
|
5. Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского? |
|
6. Как ведут себя защитники кургана Раевского? |
|
7. Какие качества русского народа проявились в эпизоде на кургане? |
|
8. Почему Бородинское сражение можно определить как композиционный центр романа? |
|
Стратегия 6. «Таблица исследования»
Данная стратегия помогает систематизировать и обобщить знания учащихся по всем темам школьного курса. Учащиеся могут составлять таблицы как самостоятельно, так и парах или небольших группах. Приведем примеры некоторых из них:
Табл.1. Внутренняя и внешняя политика российских правителей
Правитель |
Даты правления |
Основные направления внутренней политики |
Результаты |
Основные направления внешней политики |
Результаты |
|
|
|
|
|
|
Табл.2. Петровские реформы и их значение для российского общества
Сфера жизни общества |
Реформа |
Дата |
Значение реформы |
|
|
|
|
Табл.3. Политические партии в начале XX века
|
большевики |
меньшевики |
кадеты |
эсеры |
монархисты |
октябристы |
Дата создания |
|
|
|
|
|
|
Лидеры |
|
|
|
|
|
|
Социальная база |
|
|
|
|
|
|
Планируемый политический режим |
|
|
|
|
|
|
Крестьянский вопрос |
|
|
|
|
|
|
Рабочий вопрос |
|
|
|
|
|
|
Национальный вопрос |
|
|
|
|
|
|
Методы борьбы |
|
|
|
|
|
|
Отношение к Первой мировой войне |
|
|
|
|
|
|
Табл.4. Россия в Первой мировой войне: военные операции.
Военная операция |
Дата |
Итоги |
|
|
|
Табл. 5. Период феодальной раздробленности.
|
Владимиро-Суздальское княжество |
Новгородская боярская республика |
Галицко-Волынское княжество |
Территория |
|
|
|
Князья |
|
|
|
Политическая структура |
|
|
|
Особенности развития |
|
|
|
Табл.1. Синхронистическая таблица. Внутренняя и внешняя политика российских и европейских правителей XIII века.
Страна |
Правитель |
Даты правления |
Основные направления внутренней политики |
Результаты |
Основные направления внешней политики |
Результаты |
|
|
|
|
|
|
|
Табл.2. Первая мировая война: военные операции.[10]
Восточный фронт Западный фронт
Военная операция |
Дата |
Итоги |
|
|
|
Версальско-Вашингтонская система. Соотношение сил между великими державами.
Тройственный союз |
Антанта |
США |
Япония |
|
|
|
|
Табл.3. Холодная война. Раскол мира на две военно-политические системы
Характеристики |
Капиталистический лагерь |
Социалистический лагерь |
страны |
|
|
Военные организации, военные успехи |
|
|
Экономические организации, мероприятия |
|
|
Табл.4. Синхронистическая таблица. Средние века.
Европа |
Русь |
Византия |
Восток |
|
|
|
|
Табл. 6. Культура Московского царства.
Отрасли культуры |
Особенности |
Творения |
Творцы |
Образование |
|
|
|
Литература |
|
|
|
Архитектура |
|
|
|
Живопись |
|
|
|
Ремесло |
|
|
|
Быт |
|
|
|
Право, философия
|
|
|
|
Таким образом, решая познавательные проблемы через современные стратегии чтения, применяя свои знания и жизненный опыт, ученик убеждается в важности изучения истории и обществознания. Положительная динамика количественных и качественных показателей результатов сдачи ЕГЭ по истории и обществознанию за последние несколько лет, лидирующее место ЧОУ СОШ «Личность» в городе Новороссийске и Краснодарском крае по показателям среднего балла ЕГЭ, а также динамика процента уч-ся, поступивших на бюджетные отделения престижных вузов по результатам олимпиад (от 57% до 78%) свидетельствуют об эффективности используемых стратегий в урочной деятельности.
Список использованных источников
1. Агапов В.И. Проблемная ситуация в науке (методологический подход): автореф. дисс. … канд. филос. наук/ В.И.Агапов. – Л., 1975. – 145 с.
2. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. http://marketing.spb.ru/read/m21/
3. Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №6. с.42.
4. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2.
5. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. – М., - 2010.
6. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы/ В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
7. Левандовский А.А. История России. 10 класс. – М., - 2010.
8. Мельникова Е.Д. Проблемный урок как технология «открытия» знаний/ Е.Л. Мельникова// Сибирский читель. – 2010. - № 5 (72). – С. 47-52.
9. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология: Научное знание в динамике культуре: Методология научного исследования: учебн. пос./ Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция; МПСИ; Флинт, 2005. – 464 с.
10. Пазин Р.В. История. Тематические задания высокого уровня сложности для подготовки е ЕГЭ. – Ростов-на-Дону. 2014.
11. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям /Под ред. Проф. Соломина В.П. –СПб.: Питер, 2004.
12. Сагатовский В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление: Системные исследования/ В.Н. Сагатовский. – М.: Наука. 1980. – 224 с.
13. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.
14. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М., - 2011.
15. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности/ Н.Н.Сметанникова. – М.:ШБ, 2005.
16. Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения./ Н.Н.Сметанникова. – М.:ЗАО «РИЦ МДК», 2007.
17. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
18. Степанов С.В. Проектирование метапредметного учебного занятии в школе//Справочник заместителя директора школы. 2012. №6. С.42.
19. Тимофеев А.С. История в таблицах и схемах. – СПб. – 2009. – 112 с.
20. ФГОС среднего (полного) общего образования. Раздел 1 «Общие положения». П.1.4.
21. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М.,2007. 44с.
22. Фортунатов В.В., Снигирев С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях. – М., - 2009. – 224 с.
23. Spbu.ru – официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета.
24. Шемаханова И.А. ЕГЭ. История. Тематические тестовые задания. 11 класс. – Ярославль. – 2010.
[1] Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М., - 2011.
[2] ФГОС среднего (полного) общего образования. Раздел 1 «Общие положения». П.1.4.
[3] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М.,2007. 44с.
[4] Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №6. с.42.
[5] Степанов С.В. Проектирование метапредметного учебного занятии в школе//Справочник заместителя директора школы. 2012. №6. С.42.
[6] Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М., - 2011.; Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности/ Н.Н.Сметанникова. – М.:ШБ, 2005.; Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения./ Н.Н.Сметанникова. – М.:ЗАО «РИЦ МДК», 2007.
[7] Шемаханова И.А. ЕГЭ. История. Тематические тестовые задания. 11 класс. – Ярославль. – 2010.
[8] Левандовский А.А. История России. 10 класс. – М., - 2010.
[9] Анимисова А.Б., Рвачева Н.Е. Бородинское сражение в истории и романе Л.Н. Толстого «Война и мир»// Современный урок – Единый Государственный Экзамен. № 3. 2012. С. 148-156.
[10] Трещеткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб, 2009.