Автор Ахмадеева Анна 07.03.2017
Категория: Публикации

Стратегии работы с информационным текстом и современные образовательные технологии как способы актуализации знаний учащихся на уроках истории и обществознания в старшей школе при подготовке к ЕГЭ

По мнению Н.Н. Сметанниковой, «грамотность – базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, расширять доступ к богатствам мировой и национальной культуры, тем самым совершенствуя свой внутренний мир. Грамотность сегодня является надежным инструментом, измерителем интеллектуального потенциала страны… Чтение влияет на конкурентоспособность страны, общее состояние культуры, образования и нравственности в обществе, на состояние экономики и безопасности государства. Именно чтение лежит в основе того, что составляет деятельность человека»[1]. Это приобретает особую значимость на современном этапе развития образования, т.к. ФГОС второго поколения основан на деятельностном подходе, т.е. речь идет не только об усвоении определенной суммы знаний, но и о «формировании российской гражданской идентичности обучающихся…, духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации обучающихся…, создании реальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности…». [2]

Формирование умений грамотно читать и интерпретировать текст, извлекать из него нужную информацию и критически ее оценивать чрезвычайно важно при изучении таких предметов, как история и обществознание, где от ученика требуется запомнить и осмыслить большое количество фактического материала.

            Эффективное преподавание истории и обществоведческих дисциплин немыслимо без формирования умений читательской грамотности, т.к. именно они помогают учителю эффективно достигать такие цели, поставленные в  Государственном образовательном стандарте общего образования по истории и обществознанию, как:

- «овладение умениями получать  критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую информацию), анализировать, систематизировать полученные знания; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных  задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений…;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами». [3]

Согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, «курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов компаративных характеристик». Такой подход предполагает умение работать с большим количеством текстов,  грамотно их анализировать.   

По мнению д.п.н., члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук РФ Баранова П.А., одним из основных принципов изучения обществоведческих дисциплин является проблемное обучение, т.е. «формирование у учащихся умений видеть проблему, ставить и решать познавательные задачи, выходить из нестандартных жизненных ситуаций, моделировать, прогнозировать». [4]  Именно применение современных методик работы с текстом способствует глубокому анализу познавательных проблем, актуализации знаний при изучении истории и обществоведческих дисциплин, что, в свою очередь, представляет собой важнейший принцип педагогической мотивации и является основой метапредметности – «направленности обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования».[5]  Занятия с применением современных стратегий чтения порождают высокую интеллектуальную активность и побуждают ученика осмысливать текст задания глубоко и критически.  В то же время они предполагает диалогичность обучения, работу в небольших группах, субъектно-субъектные отношения участников обсуждения, умение грамотно сформулировать и отстоять свою позицию. В свете дискуссий о введении собеседования по гуманитарным предметам в составе ЕГЭ данные методы обучения приобретает особую актуальность.

            В своей книге «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС» Н.Н. Сметанникова  приводит стратегии чтения, которые могут быть использованы при работе с любым текстом. [6]  В этой статье автор поделится своим опытом применения некоторых из них  на уроках истории и обществознания в старшей школе при подготовке к ЕГЭ и олимпиадам разных уровней.

Стратегия 1. «Граф-схемы «Кольца Венна»

            Стратегия используется нами для сравнения исторических событий и явлений и выявления общих черт и различий. Ученики рисую два больших кольца (различия), которые немного совпадают в центре (общие черты), и заполнят их как таблицу.


Например,

1) сравните настроение общества и формы народной борьбы с врагом в Отечественной войне 1812 года и в годы Великой Отечественно войны;

2) сравните деятельность и состав первых двух Государственных дум с деятельностью и составом III государственной думы;

3) сравните политику Б.Н.Ельцина и В.В.Путина по отношению к государствам ближнего зарубежья [7].

4) сравните внешнюю политику, И.Сталина и Гитлера,  Петра 1 и Карла XII

 Стратегия 2. «Информационная карточка»

Ученикам дается задание заполнить информационную карточку, используя текст параграфа или исторический источник.

Тема: «Внешняя политика Петра I» [8]

1.      С какими событиями времен Петра I связаны понятия: «вечный мир», «Священная лига», «испанское наследство»?

2.      Какова взаимосвязь внешнеполитической деятельности и внутренних преобразований Петра I?

3.      Назовите направления внешней политики, цели России на каждом направлении и результаты их достижения в первой четверти XVIII века.

4.      Проследите судьбу Азова в конце XVII в.– начале XVIII в. В чем стратегическое значение этой крепости?

5.      На победном пиру после Полтавской битвы Петр I поднял тост за «учителей в военном искусстве – господ шведов». Как вы понимаете мотивы поступка Петра?

6.      Назовите сподвижников Петра в Северной войне. Какой вклад они внесли в победоносный исход военных действий? Какими качествами обладали «птенцы гнезда Петрова»?

7.      Каковы условия Ништадтского мира?

8.      Составьте хронологию ключевых событий Северной войны.

 

Стратегия 3. «Пирамида фактов»

           

Данная стратегия используется для   выстраивания исторических фактов, цифр, данных по степени важности. Пирамида горизонтально делится на три части: 1) детали; 2) важные факты; 3) основные знания.

Например, при изучении темы «Церковный раскол. Реформы патриарха Никона» учащиеся могут расположить информацию следующим образом:

Детали: происхождение патриарха Никона.

Важные факты: 1) причины раскола: противоречия в церковной среде, психологическая неготовность части верующих к восприятию религиозных новшеств. 2) содержание реформы: изменение обрядности русской православной церкви, введение троеперстия при крестном знамении, исправление богослужебных книг по греческим образцам и др. 

Основные знания: Церковный собор 1666-1667 – начало раскола, Соловецкое восстание 1668-1676 гг.

Стратегия 4. «Понятие и его определение»

                                                                    

Синоним, определение

                                               Характеристики понятия

                                                                             

понятие

примеры

                                                                                                                                          
  

Пример 1:

Разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной власти юридически и фактически находится в руках монарха

               Признаки абсолютизма:

1)      Социальная опора – дворянство;   2) тезис о божественном происхождении верховной власти; 3) политика протекционизма; 4) укрепление военной мощи и ведение завоевательных войн.

Проявления абсолютизма в России в XVIIв.:

абсолютизм

1)      Упразднение местничества в 1682 г.; 2) создание органа секретного политического сыска – Приказа тайных дел; 3) повышение влияния царских фаворитов на формирование политического курса; 4) прекращение созыва Земских соборов; 5) выделение из Боярской Думы узкого круга лиц – Ближняя Дума.

Абсолютная монархия в Западной Европе в XVII-XVIII вв.

 

Абсолютная монархия в России в XVIII- начале  XX вв.

                                    

Пример 2:

                                   Характеристики понятия

Государственная политика, направленная на поддержку неравноправных отношений, которые во внешней политике проявляются в завоевании территорий, образовании колоний, политическом и экономическом контроле над другими странами, а во внутренней политике – в монополистическом капитализме, формировании промышленно-финансовых монополий

1)      концентрация производства и образование монополистических объединений; 2)   концентрация банковского капитала и сращивание его с промышленным; 3)

     образование финансовой олигархии; 4) вывоз

     капитала; 5) борьба на мировой арене за сферы

     экономического и политического влияния.         

империализм

Концепция империализма Ленина

 

Концепция империализма Джона Гобсона

Стратегия 5. «Информационный факт в художественном тексте»

            В школьной программе по литературе есть немало исторических произведений, которые обсуждаются нами и на уроках истории. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 г.» учащимся предлагается поработать с текстом романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и заполнить таблицу. [9]

Вопрос

Ответ в тексте романа

1.      Какие приметы предстоящего сражения показывает Л.Н. Толстой?

2.      Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Пьера и князя Андрея. Что новое открылось каждому из них? Почему это было важно для Пьера?

3.      Почему сражение показано глазами Пьера?

4.      Почему князь Андрей, Тимохин и вся армия уверены в победе? 

5.      Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского?

6.      Как ведут себя защитники кургана Раевского?

7.      Какие качества русского народа проявились в эпизоде на кургане?

8.      Почему Бородинское сражение можно определить как композиционный центр романа?

Стратегия 6. «Таблица исследования»

Данная стратегия помогает систематизировать и обобщить знания учащихся по всем темам школьного курса. Учащиеся могут составлять таблицы как  самостоятельно, так и парах или небольших группах. Приведем примеры некоторых из них:

Табл.1. Внутренняя и внешняя политика российских правителей

Правитель

Даты правления

Основные направления внутренней политики

Результаты

Основные направления внешней политики

Результаты

 Табл.2. Петровские реформы и их значение для российского общества

Сфера жизни общества

Реформа

Дата

Значение реформы

Табл.3. Политические партии в начале XX века

большевики

меньшевики

кадеты

эсеры

монархисты

октябристы

Дата создания

Лидеры

Социальная база

Планируемый политический режим

Крестьянский вопрос

Рабочий вопрос

Национальный вопрос

Методы борьбы

Отношение к Первой мировой войне

Табл.4. Россия в Первой мировой войне: военные операции.

Военная операция

Дата

Итоги

Табл. 5. Период феодальной раздробленности.

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская боярская республика

Галицко-Волынское княжество

Территория

Князья

Политическая структура

Особенности развития

Табл.1. Синхронистическая таблица. Внутренняя и внешняя политика российских и европейских правителей XIII века.

Страна

Правитель

Даты правления

Основные направления внутренней политики

Результаты

Основные направления внешней политики

Результаты

Табл.2. Первая мировая война: военные операции.[10]

Восточный фронт                    Западный фронт

Военная операция

Дата

Итоги

Версальско-Вашингтонская система. Соотношение сил между великими державами.

Тройственный союз

Антанта

США

Япония

Табл.3. Холодная война. Раскол мира на две военно-политические системы

Характеристики

Капиталистический лагерь

Социалистический лагерь

страны

Военные организации, военные успехи

Экономические организации, мероприятия

Табл.4. Синхронистическая таблица. Средние века.

Европа

Русь

Византия

Восток

 Табл. 6. Культура Московского царства.

Отрасли культуры

Особенности

Творения

Творцы

Образование

Литература

Архитектура

Живопись

Ремесло

Быт

Право, философия

            Таким образом, решая познавательные проблемы через современные стратегии чтения, применяя свои знания  и жизненный опыт, ученик убеждается в важности изучения истории и обществознания. Положительная динамика количественных и качественных показателей результатов сдачи ЕГЭ по истории и обществознанию за последние несколько лет, лидирующее место ЧОУ СОШ «Личность» в городе Новороссийске и Краснодарском крае по показателям среднего балла ЕГЭ, а также динамика процента уч-ся, поступивших на бюджетные отделения престижных вузов по результатам олимпиад (от 57% до 78%) свидетельствуют об эффективности используемых стратегий в урочной деятельности.

Список использованных источников

1.      Агапов В.И. Проблемная ситуация в науке (методологический подход): автореф. дисс. … канд. филос. наук/ В.И.Агапов. – Л., 1975. – 145 с.

2.      Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. http://marketing.spb.ru/read/m21/

3.      Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №6. с.42.

4.      Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2.

5.      Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. – М., - 2010.

6.      Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы/  В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.

7.      Левандовский А.А. История России. 10 класс. – М., - 2010.

8.      Мельникова Е.Д. Проблемный урок как технология «открытия» знаний/ Е.Л. Мельникова// Сибирский читель. – 2010. - № 5 (72). – С. 47-52.

9.      Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология: Научное знание в динамике культуре: Методология научного исследования: учебн. пос./ Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция; МПСИ; Флинт, 2005. – 464 с.

10.  Пазин Р.В. История. Тематические задания высокого уровня сложности для подготовки е ЕГЭ. – Ростов-на-Дону. 2014.

11.  Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям /Под ред. Проф. Соломина В.П. –СПб.: Питер, 2004.

12.  Сагатовский В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление: Системные исследования/ В.Н. Сагатовский. – М.: Наука. 1980. – 224 с.

13.  Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., профессора Сурмина  Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.

14.  Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М., - 2011.

15.  Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности/ Н.Н.Сметанникова. – М.:ШБ, 2005.

16.  Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения./ Н.Н.Сметанникова. – М.:ЗАО «РИЦ МДК», 2007.

17.  Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.

18.  Степанов С.В. Проектирование метапредметного учебного занятии в школе//Справочник заместителя директора школы. 2012. №6. С.42.

19.  Тимофеев А.С. История в таблицах и схемах. – СПб. – 2009. – 112 с.

20.  ФГОС среднего (полного) общего образования. Раздел 1 «Общие положения». П.1.4.

21.  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М.,2007. 44с.

22.  Фортунатов В.В., Снигирев С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях. – М., - 2009. – 224 с.

23.  Spbu.ru – официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета.

24.  Шемаханова И.А. ЕГЭ. История. Тематические тестовые задания. 11 класс. – Ярославль. – 2010.



[1] Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М., - 2011.

[2] ФГОС среднего (полного) общего образования. Раздел 1 «Общие положения». П.1.4.

[3] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М.,2007. 44с.

[4] Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №6. с.42.

[5] Степанов С.В. Проектирование метапредметного учебного занятии в школе//Справочник заместителя директора школы. 2012. №6. С.42.

[6] Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М., - 2011.; Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности/ Н.Н.Сметанникова. – М.:ШБ, 2005.; Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения./ Н.Н.Сметанникова. – М.:ЗАО «РИЦ МДК», 2007.

[7] Шемаханова И.А. ЕГЭ. История. Тематические тестовые задания. 11 класс. – Ярославль. – 2010.

[8] Левандовский А.А. История России. 10 класс. – М., - 2010.

[9] Анимисова А.Б., Рвачева Н.Е. Бородинское сражение в истории и романе Л.Н. Толстого «Война и мир»// Современный урок – Единый Государственный Экзамен. № 3. 2012. С. 148-156.

[10] Трещеткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб, 2009.

Добавить Комментарий