Проблемная ситуация является основополагающей категорией проблемного обучения. Сущность проблемной ситуации определяется как «противоречие между уровнем общественных знаний об объекте и его реальными характеристиками».[1] По мнению В.Н. Сагатовского, «ситуация характеризуется как проблемная по отношению к определенной тенденции (объективной направленности), если объект не обладает в определенном пространственно-временном интервале наличными средствами для разрешения противоречия между данной тенденцией и препятствующими ей условиями».[2] Л.А. Микешина считает, что проблемная ситуация представляет собой «объективное состояние рассогласованности и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты и ограниченности».[3]
В.Т. Кудрявцев выделяет два типа проблемных ситуаций: 1) первичная, которая возникает когда обучаемый, наталкиваясь на противоречие, еще не осознает его, хотя и испытывает при этом недоумение, удивление, познавательный дискомфорт; 2) вторичная, которая возникает, когда проблема осознана и четко сформулирована, т.е. субъект видит, в чем состоит противоречие. [4]
Понятие проблемной ситуации лежит в основе проблемно-диалогического обучения в системе «Школа 2100». Автор данной технологии Е.Л. Мельникова считает, что «любое научное творчество, через звенья которого должен быть пропущен школьник, начинается с проблемной ситуации»[5].
Данная технология особенно важна на современном этапе развития образования, т.к. ФГОС второго поколения основан на деятельностном подходе, т.е. речь идет не только об усвоении определенной суммы знаний, но и о «формировании российской гражданской идентичности обучающихся…, духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации обучающихся…, создании реальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности…». [6]
Технология проблемного обучения особенно актуальна при изучении истории и обществоведческих дисциплин, т.к. именно она помогает учителю эффективно достигать такие цели, поставленные в Государственном образовательном стандарте общего образования, как:
- «овладение умениями получать критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую информацию), анализировать, систематизировать полученные знания; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений…;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами». [7]
По мнению д.п.н., члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук РФ Баранова П.А., одним из основных принципов изучения обществоведческих дисциплин является проблемное обучение, т.е. «формирование у учащихся умений видеть проблему, ставить и решать познавательные задачи, выходить из нестандартных жизненных ситуаций, моделировать, прогнозировать». [8] Так, ученый считает, что именно применение данной технологии способствует актуализации знаний при изучении истории и обществоведческих дисциплин, что, в свою очередь, представляет собой важнейший принцип педагогической мотивации и является основой метапредметности – «направленности обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования». [9] Такие занятия порождают высокую интеллектуальную активность и побуждают ученика осмысливать текст задания глубоко и критически.
В то же время данный метод предполагает диалогичность обучения, работу в небольших группах, субъектно-субъектные отношения участников обсуждения, умение грамотно сформулировать и отстоять свою позицию. В свете дискуссий о введении собеседования по гуманитарным предметам в составе ЕГЭ данный метод обучения приобретает особую актуальность.
Ниже приводятся несколько приемов создания проблемных ситуаций,
которые активно используются автором для актуализации знаний учащихся в старшей школе на уроках истории и обществознания при подготовке к ЕГЭ:
Прием 1. Одновременное предъявление учащимся противоречивых исторических фактов, теорий или точек зрения:
- теории возникновения государства у восточных славян: славянская (антинорманнская) - отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и признание их на княжение (М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков); центристская – древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и большинство современных историков); норманнская – древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г.З.Байер, А.Л. Шлецер, Г.Ф. Миллер – XVIII в., Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев – XIX в.). [10]
- монголо-татарское иго на Руси (суждения и оценки: основные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды в XIII-XV вв.):
1) традиционная оценка (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и большинство историков): иго для Руси являлось большим бедствием, образовалась система отношений завоевателей (монголов) и побежденных (русских), которая провалялась в политической зависимости русских князей от ханов Золотой Орды, выдававших ярлыки (грамоты) на право княжения в русских землях; даннической зависимости Руси от Орды, т.е. выплата Русью дани Золотой Орде (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками); военной зависимости, т.е. поставка русских воинов в монгольские войска.
2) ига на Руси не было (Л.Н. Гумилев): существовали союзнические отношения Руси и Орды, Русь платила дань, а Орда взамен обеспечивала безопасность русских княжеств.
3) специфический период в истории русского государства (А.Фоменко, В.Носовский), когда страна была разделена на две части: мирное гражданское население, управляемое князьями, и постоянное регулярное войско – Орда под управлением военачальников – ханов.[11]
- немецкие деньги большевиков - противоречия:
1) деятельность Парвуса – социал-демократа и агента германских служб с целью подготовки русской революции посредством финансирования русских социалистов – отсутствуют достоверные документы о передаче немецких денег Парвусом русским революционерам;
2) материалы русской контрразведки о переводе денег большевикам из Швеции через фирму Ганецкого и при посредничестве Е.М. Суменсон в Петрограде – анализ всех 66 коммерческих телеграмм не дает никаких свидетельств перевода денег из Стокгольма в Россию. Деньги шли только в обратном направлении.
3) «Документы Э.Сиссона» - пакет документов, приобретенных американскими дипломатами, якобы подтверждающих связь большевиков с немцами – искусная подделка, изготовленная польским журналистом Ф.Оссендовским. Разоблачены американским историком Д.Кеннаном и российским историком В.И. Старцевым.[12]
Прием 2. Столкновение разных мнений учеников вопросом.
- Россия накануне событий 1905-1917 гг. двигалась по прогрессивному пути социально-экономического развития; революционеры-демократы и либералы своей борьбой с властью лишь раскачивали российскую государственность и вовлекали в борьбу с ней народные массы.
- Советский Союз и сталинское руководство были главными виновниками развязывания холодной войны во второй половине 1940-х гг.
- Движение декабристов было обусловлено восприятием ими опыта социально-политического развития стран Европы и Латинской Америки, влиянием на Россию европейской революционной мысли и европейского революционного движения, внутри же страны не было серьезных предпосылок для подобного переворота.[13]
Прием 3. Сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд).
Нами используются дополнительные пособия по истории для сообщения интересных сведений по изучаемым темам:
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М., - 2010.
- Радциг Е.С. Николай II в воспоминаниях современников. - Новая и новейшая история. - № 2. – 1999.
- Мейсси Р.К. – Николай и Александра. – Мы. - №8. – 1991.
- Лукьянов М.Н. Россия 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. – Пермь. – 1993.
- Деникин А.И. Очерки русской смуты.
- Ключевский О.В. Русская история. – М., - 2012. и др.
Интересный материал по обществознанию по каждой теме (притчи, высказывания, статьи) представлен в книге для учителя Е.Н. Сорокиной «Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс».
Прием 4. Обнаружение значимости проблемы для учащихся.
Разрешая проблемные ситуации по различным разделам обществознания, ученики убеждаются в их значимости для своей будущей жизни. Нами создана база тематических заданий – проблемных ситуаций по всем разделам, которые активно используются нами в учебном процессе в старшей школе как при подготовке к ЕГЭ, так и при подготовке к олимпиадам. Далее мы приводим некоторые из них по следующим разделам:
РАЗДЕЛ «ПРАВО»
Гражданка Никонова обратилась в органы записи актов гражданского состояния с заявлением о расторжении брака с Никоновым. Однако в органах ЗАГСа ей было отказано в принятии заявления и разъяснена необходимость расторжения брака в суде, поскольку у супругов имеется двое несовершеннолетних детей. Никонова настаивала на возможности внесудебного порядка расторжения брака, так как Никонов признан судом ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками и жить с ним категорически невозможно.
1) Какие основания предусмотрены для признания гражданина ограниченно дееспособным?
2) В каких случаях возможно расторжение брака в органах ЗАГСа?
3) Правильно ли органы ЗАГСа разъяснили порядок расторжения брака?
4) В чем различие между «расторжением брака» и «признанием брака недействительным»?
РАЗДЕЛ «ФИЛОСОФИЯ»
Древнегреческому философу Гераклиту принадлежат следующие изречения:
А. «Этот вот сущий вечно логос люди не понимают и прежде, чем услышат о нём, и выслушав однажды. Ибо, хотя все люди сталкиваются напрямую с этим логосом, они подобны незнающим его, даром, что узнают на опыте точно такие слова и вещи, какие описываю я, когда разделяю их согласно природе и высказываю их так, как они есть. Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому, как этого не помнят спящие».
Б. «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».
В. «На входящего в одну и ту же реку всегда притекают новые воды».
1) В изречении А под «логосом» Гераклит имеет в виду правящие всем бытием общие законы. Почему большинству людей они неизвестны, хотя они и живут в мире, и каждодневно сталкиваются с проявлениями этих законов? Почему, услышав о них от мудреца, они всё равно их не понимают? Приведите три объяснения.
2) На каких свойствах сознания и мышления основана наша способность понимать, что река «одна и та же», хотя «воды» в ней всякий раз разные? Укажите три свойства. [14]
Таким образом, решая познавательные проблемы, применяя свои знания и жизненный опыт, ученик убеждается в важности изучения истории и обществознания. Положительная динамика количественных и качественных показателей результатов сдачи ЕГЭ по истории и обществознанию за последние несколько лет, лидирующее место ЧОУ СОШ «Личность» в городе Новороссийске и Краснодарском крае по показателям среднего балла ЕГЭ, а также динамика процента уч-ся, поступивших на бюджетные отделения престижных вузов по результатам олимпиад (от 57% до 78%) свидетельствуют об эффективности используемого метода в урочной деятельности.
Список использованных источников
1. Агапов В.И. Проблемная ситуация в науке (методологический подход): автореф. дисс. … канд. филос. наук/ В.И.Агапов. – Л., 1975. – 145 с.
2. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. http://marketing.spb.ru/read/m21/
3. Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №6. с.42.
4. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2.
5. Кириллов В.В.. Отечественная история в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. – М., 2012. – 320 с.
6. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы/ В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
7. Мельникова Е.Д. Проблемный урок как технология «открытия» знаний/ Е.Л. Мельникова// Сибирский читель. – 2010. - № 5 (72). – С. 47-52.
8. Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
9. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология: Научное знание в динамике культуре: Методология научного исследования: учебн. пос./ Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция; МПСИ; Флинт, 2005. – 464 с.
10. Пазин Р.В. История. Тематические задания высокого уровня сложности для подготовки е ЕГЭ. – Ростов-на-Дону. 2014.
11. Степанов С.В. Проектирование метапредметного учебного занятии в школе//Справочник заместителя директора школы. 2012. №6. С.42.
12. Сагатовский В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление: Системные исследования/ В.Н. Сагатовский. – М.: Наука. 1980. – 224 с.
13. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
14. ФГОС среднего (полного) общего образования. Раздел 1 «Общие положения». П.1.4.
15. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М.,2007. 44с.
16. Spbu.ru – официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета.
[1] Агапов В.И. Проблемная ситуация в науке (методологический подход): автореф. дисс. … канд. филос. наук/ В.И.Агапов. – Л., 1975. – 145 с.
[2] Сагатовский В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление: Системные исследования/ В.Н. Сагатовский. – М.: Наука. 1980. – 224 с.
[3] Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология: Научное знание в динамике культуре: Методология научного исследования: учебн. пос./ Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция; МПСИ; Флинт, 2005. – 464 с.
[4] Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы/ В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
[5] Мельникова Е.Д. Проблемный урок как технология «открытия» знаний/ Е.Л. Мельникова// Сибирский читель. – 2010. - № 5 (72). – С. 47-52.
[6] ФГОС среднего (полного) общего образования. Раздел 1 «Общие положения». П.1.4.
[7] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М.,2007. 44с.
[8] Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №6. с.42.
[9] Степанов С.В. Проектирование метапредметного учебного занятии в школе//Справочник заместителя директора школы. 2012. №6. С.42.
[10] Кириллов В.В.. Отечественная история в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. – М., 2012.
[11] Кириллов В.В.. Отечественная история в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. – М., 2012.
[12] Кириллов В.В.. Отечественная история в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. – М., 2012. – 320 с.
[13] Пазин Р.В. История. Тематические задания высокого уровня сложности для подготовки е ЕГЭ. – Ростов-на-Дону. 2014.
[14] Spbu.ru – официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета.