Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Результатом обучения в начальной школе становится портрет выпускника, в котором мы видим предметные, метапредметные и личностные результаты.
Особое внимание в ООПНОО уделяется работе по развитию смыслового чтения.
Это предполагает умение читать, понимать прочитанное, эффективно использовать получаемую информацию на протяжении всей жизни, пользоваться разными видами чтения в соответствии с целью, уметь искать и выбирать необходимые источники, самостоятельно оцениватьтекст.
В данной статье обобщен опыт работы по развитию функциональной грамотности смыслового чтения.
Организуя работу учащихся с текстом, мы часто встречаемся с капканами на читательских тропинках. Это -
- негибкий прогноз
- леность воображения
-трудность текста
- неумение пользоваться таблицами, схемами, иллюстрациями в не сплошном тексте.
- Не владение стратегиями чтения ( в зависимости от чтения, типа текста, от этапа читательской деятельности.
Поэтому очень важно организовать работу с текстом с использованием стратегий чтения.
Стратегия чтения - план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном, и включают в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие «читатель – текст» (диалог с текстом)*.
Они подразделяются на :
-предтекстовые, ориентирующие, готовящие чтеца к встрече с текстом;
-текстовые, управляющие чтением;
-послетекстовые стратегии, включающие полученную информацию в систему понятий, знаний, умений
* - Сметанникова Н.Н.
Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н.Н.Сметанникова.-
М: Баласс,2011 – 128с.,с.5.
На этапе предчтения, или вызова,активно на уроках литературного чтения используется такойрезультативный метод, как «Паутинка ассоциаций» или « Алфавит за круглым столом» способствующие активному привлечению внимания учащихся к обсуждаемой теме.В начале урока учащимся предлагается слово, которое тесно соотносится с темой урока. Они называют свои ассоциации к нему или работают с картой алфавита.
Эти методы активизируют деятельность учащихся на уроке, подготавливают их к дальнейшей работе.
На этапе предтекстовой деятельностирезультативным являютсяприемы «Отсроченная отгадка», метод ключевых слов и метод прогноза, которые готовят учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Целью данных приемовявляется нацелить на содержательную часть, заинтересовать, обозначить образы, создать определенное мотивационное поле.
Продуктивно используется на этапе предвосхищения прием «Ориентиры предвосхищения», который способствует мотивации прочитать текст или книгу.Например: детям дается задание прочитать предложения, содержащие суждения о книге. Отметить те, с которыми они согласны. Затем прочитать книгу и отметить те суждения, которые совпадают с позицией автора. Предлагается ответить на вопрос – изменилась ли точка зрения после чтения.
Стратегия « Чтение с предвосхищением». Виды антиципаций, применяемые в начальной школе:
-по обложке;
-по автору;
-по иллюстрации;
-по заголовку;
С помощью антиципации — догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения — читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается — по логике развития мысли автора,— о чем тот должен сказать вслед за этим.
На этапе работы с текстом зарекомендовала себя стратегия «Кольца Венна». Она прекрасно подходит для наглядного сравнения двух явлений. Работая с данной стратегией,ребята обобщают и систематизируют имеющуюся информацию, дифференцируют понятия.В пересечение колец мы записываем общее. А в кольца по пунктам записываем различия.
На этапе текстовой деятельности используется стратегия « чтение в кружок».Дети поочередно читают часть текста (чаще это абзац),а все внимательно слушают. Затем каждый слушающий ребенок по очереди задает вопрос по прочитанному тому, кто читал. Читающий быстро и кратко отвечает. Как правило, используются вопросы поверхностные (те, которые содержат ответ в самом тексте). Итакже используется стратегия - « чтение с остановками». В процессе чтения учитель предлагает остановиться исделать предположение к последующей части текста или конкретизацию к прочитанному с помощью вопросов. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Одним из методов развития смыслового чтения является проведение уроковс элементами или в форме французской мастерской. Основная цель данной технологии «Французская мастерская» - это запустить целостный процесс творчества, движение к познанию. Мастерская выводит детей к новым созданиям и рубежам. Слово учителя – служит пусковым механизмом мысли, образов, эмоций ученика, его богатой внутренней жизни. Задача мастерской – это сохранение эмоции от прочитанного или увиденного на протяжении всего урока.
На этапе осмысления зарекомендовала такая стратегия, как таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов. Это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания. «Тонкие вопросы» - это те, на которые можно дать однозначный ответ. А «толстые вопросы» - это те, на которые ответить столь определенно не возможно. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. В начальной школе применение данной стратегии особенно актуально потому, что ребятам нужно учиться правильно задавать вопросы по смыслу текста. Сначала ребята учатся задавать тонкие вопросы, начинающиеся со слов «кто?», «что?», «где?», «когда?» и отвечать на них, опираясь на текст. А затем, в более старшем возрасте, ребята составляют и задают друг другу толстые вопросы, которые начинаются со слов: «почему?», «а что было бы, если….?», «почему вы считаете, что….?», «сравните…». Эти вопросы является проблемными и часто не имеют однозначного ответа, но зато учат рассуждать и обосновывать свое мнение, что немаловажно. Данная стратегия позволяет формировать умениеправильно формулировать вопросы и умение соотносить понятия.
Работу с текстом можно организовывать и в группах. Потому в основной части урока при работе с текстом активно используется метод «Зигзаг», позволяющий организовывать работу в группах по принципу взаимообучения.
Текст разбивается на смысловые отрывки. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) должно быть 5 человек.
§Сбор учащихся в « рабочие » группыпо цвету карточек. (Для более детального изучения). Задача - обсудить свои ответы,прийти к общему мнению и подчеркнуть главные предложения, для подробного ответа на вопрос в «рабочей»группе и подумать, как можно представить его.
§Возвращение в изначальные по составу группы - представление ответа на свой вопрос.
Происходит мобильный обмен информацией всех участников, учащиеся таким образом мобильно знакомятся с текстом.
В концепредлагается выполнить групповое творческое задание - написатьэссе на тему, нарисовать в своих тетрадках своё отношение и идею текста (метод эмоционального погружения -элемент технологии «Французская мастерская»).
На этапе рефлексии использую методику незаконченных предложений и самый популярный прием - написание синквейна (помогает кратко записать содержание текста и высказать отношение к нему), которые являются логически верным завершением урока. Например :
Таким образом, ученики выявляют возникшие сложности, пути решения, оценивают свою деятельность на уроке.
Все представленные стратегии обучения чтению формируют смысловое чтение у учащихся и формируют систему универсальных учебных умений, которые и являются основой интеграции всех предметов, а в конечном итоге непрерывного, развивающего обучения.
Наша задача- капля за каплей собрать все стратегии и научить учащихся учиться.
Ведь каждая капля усилий рождает море возможностей.
Список литературы:
1.Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
2.И.В. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. Пособие.- Спб.: КАРО, 2009.-144с.- серия « Уроки для педагогов».
3.Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.