Метод кейсов (метод ситуационного анализа) – технология обучения, предполагающая анализ реальных экономических, политических, правовых, социальных ситуаций, представление обучающимися возможных решений и выбор лучшего из них. Данная технология особенно важна на современном этапе развития образования, т.к. ФГОС второго поколения основан на деятельностном подходе, т.е. речь идет не только об усвоении определенной суммы знаний, но и о «формировании российской гражданской идентичности обучающихся…, духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации обучающихся…, создании реальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности…». [1]
Метод кейсов особенно актуален при изучении истории и обществоведческих дисциплин, т.к. именно он помогает учителю эффективно достигать такие цели, поставленные в Государственном образовательном стандарте общего образования, как:
- «овладение умениями получать критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую информацию), анализировать, систематизировать полученные знания; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений…;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами». [2]
По мнению д.п.н., члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук РФ Баранова П.А., одним из основных принципов изучения обществоведческих дисциплин является проблемное обучение, т.е. «формирование у учащихся умений видеть проблему, ставить и решать познавательные задачи, выходить из нестандартных жизненных ситуаций, моделировать, прогнозировать». [3] Так, ученый считает, что именно применение анализа познавательных проблем способствует актуализации знаний при изучении истории и обществоведческих дисциплин, что, в свою очередь, представляет собой важнейший принцип педагогической мотивации и является основой метапредметности – «направленности обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования». [4] Такие занятия порождают высокую интеллектуальную активность и побуждают ученика осмысливать текст задания глубоко и критически.
В то же время метод ситуационного анализа предполагает диалогичность обучения, работу в небольших группах, субъектно-субъектные отношения участников обсуждения, умение грамотно сформулировать и отстоять свою позицию. В свете дискуссий о введении собеседования по гуманитарным предметам в составе ЕГЭ данный метод обучения приобретает особую актуальность.
Кейс-технология основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов). В основе метода анализа конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, или конкретный пример: констатация ряда событий в учреждении, описание конкретной профессиональной деятельности, т. е. моделируется соответствующий содержанию обучения рабочий процесс в реальных условиях.
Рассматриваемые нами на занятиях ситуации по различным разделам истории и обществознания всегда:
1) приближены к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволяют установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом;
2) предоставляют возможность интерпретации с точки зрения участников;
3) содержат проблемы и конфликты, которые нужно разрешить;
4) решаемы в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей обучающихся;
В рамках учебного процесса в нашей школе структура процесса обучения с применением кейс-технологий включает в себя несколько этапов:
1) знакомство (понимание проблемной ситуации);
2) поиск информации (совершенствование умения добывать информацию);
3) обсуждение (развитие альтернативного мышления);
4) составление резолюции (сопоставление и оценка вариантов решений);
5) стадия диспута (аргументированная защита решений);
6) сопоставление итогов.
При этом учитель всегда помнит, что для успешного применения метода ситуационного анализа учащимся необходимо иметь базовые теоретические знаний; базовые знания по методам и процедурам анализа и исследования социальных процессов и явлений; навыки участия в дискуссии и работы в малых группах, что требует предварительной подготовки.
Мы выделяем несколько фаз в рамках данного метода:
1. Подготовительная стадия, на которой преподаватель подбирает кейс, основные и вспомогательные материалы для учеников, разрабатывает сценарий занятия, а ученики готовятся к занятию, предварительно получив материалы.
2. Стадия проведения занятия, во время которого учитель делит группу на подгруппы и руководит обсуждением в подгруппах. Ученики задают вопросы, углубляющие понимание кейса, и разрабатывают варианты решения.
3. Заключительная стадия - рефлексия, во время которой учитель оценивает работу учащихся, принятые решения и поставленные вопросы, а ученики составляют письменные отчеты по занятию.
Нами создана база тематических заданий, выполнение которых требует применение метода ситуационного анализа. Данные задачи по всем разделам активно используются нами в учебном процессе в старшей школе как при подготовке к ЕГЭ, так и при подготовке к олимпиадам. Далее мы приводим некоторые задания кейсов, которые структурированы по следующим разделам:
РАЗДЕЛ «СОЦИОЛОГИЯ»[5]
Современная Россия является светским государством, в котором система образования отделена от какой-либо церковной организации, и в котором наука финансируется как орудие приобретения новых знаний о природе, человеке и обществе. При этом, анализируя содержание газет, журналов, теле- и радиопередач, произведений художественной литературы и кинематографа, мы увидим, что не только научные знания рассматриваются людьми как ценные. Астрологические прогнозы, статьи о встречах с инопланетянами или со снежным человеком, телепередачи об экстрасенсах, рекламные объявления гадателей, целителей и колдунов можно встретить очень часто. В поведении людей мы можем заметить веру в приметы. Кроме того, согласно данным Левада-Центра (Пресс-выпуск от 17.12.2012) 83% россиян относят себя к верующим, в то время как лишь 11% россиян регулярно участвуют в церковных службах. 71% россиян не интересуется политикой (Пресс-выпуск от 16.12.2013)
А)Приведите любые три характеристики мировоззрения среднестатистического россиянина.
Б). Приведённые данные позволяют сделать вывод, что россияне в своём большинстве не верят в то, что социальная действительность может быть измена к лучшему рационально обоснованными действиями (в сфере политики), как и в то, что она может зависеть от высших сил. Этот социальный пессимизм объясняют как реакцию людей на события последних 25 лет российской истории. Назовите не менее трёх общественных процессов или явлений этого периода, которые, на Ваш взгляд, вызывали и вызывают наиболее негативные оценки людей?
РАЗДЕЛ «ЭКОНОМИКА»
В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов Банк России, анализируя состояние платежного баланса страны, отмечает, что дефицит финансового счета в январе-сентябре 2013 года сократился до 25,3 млрд. долл. за счет опережающего прироста иностранных обязательств по сравнению с активами. Чистое принятие внешних обязательств российской экономикой возросло до 120,8 млрд. долл., при этом чистое приобретение финансовых активов увеличилось до 146,1 млрд. долл.
А)Исходя из выше приведенных данных дайте определение дефицита финансового счета платежного баланса страны.
Б)Чем объяснить опережающий прирост иностранных обязательств по сравнению с иностранными активами?
РАЗДЕЛ «ПРАВО»
Задание 1. В целях осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли сельхозпродукцией Волков собрал комплект документов и обратился в уполномоченный орган для регистрации юридического лица. После изучения представленных заявителем учредительных документов и уточнения предполагаемой сферы деятельности будущей организации, Волкову было отказано в регистрации создаваемого им юридического лица. При этом причиной отказа стал вывод регистрирующего органа о нецелесообразности существования посредников между производителями сельхозпродукции и ее потребителями.
1) Дайте определение «юридического лица».
2) Приведите известные Вам классификации юридических лиц.
3) Для чего необходим Единый государственный реестр юридических лиц?
4) Правомерно ли регистрирующий орган отказал Волкову?
Задание 2. Гражданин Р. всю жизнь проработал в финансовой сфере. Окончив финансово-экономический институт, он долгие годы трудился государственным налоговым инспектором, а потом главным бухгалтером частного предприятия. К 48 годам Р. накопил большой опыт работы с бухгалтерскими документами. Потеряв работу, он стал подыскивать себе место трудоустройства, однако, в какую бы фирму ни обращался бухгалтер, ему отвечали, что принимают на работу только молодых женщин в возрасте до 30 лет. В поисках работы Р. поехал в областной центр. Однако и здесь Р. ждало разочарование, сотрудница отдела кадров организации-работодателя заявила, что им требуется только женщина и к тому же у Р. отсутствует регистрация по месту пребывания. В отделе кадров Р. получил письменный отказ, где были прямо указаны озвученные в отделе кадров причины.
Р. обратился в суд с иском о признании действий руководства организации-работодателя незаконными.
1) Какие документы должны быть предъявлены при заключении трудового договора?
2) В каких случаях отказ в заключении трудового договора признается необоснованным?
3) Какое решение должен принять суд?
4) Какая ответственность предусмотрена законодательством за дискриминацию?
Задание 3. 17-летний Воробьев совершил тайное хищение чужого имущества, за что был привлечен к уголовной ответственности. Суд признал его виновным в совершении преступления и назначил наказание в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей. Поскольку самостоятельный заработок у Воробьева отсутствует, суд постановил взыскать штраф с его родителей, получив их согласие. Прокурор обжаловал решение суда в части назначения наказания, ссылаясь на то, что судом был нарушен принцип личной ответственности за совершенное преступление. По мнению прокурора, если у осужденного отсутствует самостоятельный заработок, суд должен назначить другой вид наказания, а решение о взыскании штрафа с родителей Воробьева не основано на законе.
1) Назовите и охарактеризуйте принципы уголовного права.
2) С какого возраста и за какие преступления несовершеннолетние могут привлекаться к уголовной ответственности?
3) Какие виды уголовных наказаний могут быть назначены несовершеннолетним?
4) Какое решение должен принять вышестоящий суд по жалобе прокурора?
РАЗДЕЛ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
Задание 1. Известный политолог И. Валлерстайн в статье «Беспорядки во Франции: восстание низших слоев общества» писал следующее: «Меня всегда поражало, что люди недоумевают, почему низшие слои общества вдруг восстают. Недоумевать нужно по другому поводу: почему беспорядки не случаются чаще. Бедность в сочетании с угнетенностью и расизмом, когда при этом нет надежды на улучшение дел в ближайшем или хотя бы обозримом будущем, неизбежно приводит к бунту. Бунт можно подавить страхом наказания, поэтому наказание обычно следует быстро. Но это не значит, что опасность бунта исчезает совсем». А какой тип политического конфликта описан в этом фрагменте?
Задание 2. На YouTube можно найти видеозапись телепрограммы известного российского политконсультанта Анатолия Вассермана, в которой он рассказывает, что до середины 1990-х годов по своим политическим убеждениям был явным либералом и считал, что образец государства — это западные демократические страны. Однако в какой-то момент, по его словам, эти убеждения очень быстро разрушились. А как в политической науке называется этот феномен? Дайте точное научное определение этому явлению. А как бы Вы назвали ситуацию, если бы на смену одним политическим убеждениям и системе ценностей пришла другая?
Задание 3. Отношение к государству в различных идеологиях и политических концепциях различается существенно. Например, сторонники анархизма считают возможным «отменить» государство, сторонники коммунизма убеждены, что государство постепенно отомрет, после того как средства производства перейдут из рук частных собственников в руки людей, которые своим трудом создают продукцию. А что в государстве видят сторонники либерализма? А консерватизма?
Б) Не очень часто (от 5% до 15% взрослого населения государства), но во всех странах встречается такой тип людей, которые очень интересуются политикой, ходят не только на выборы, но участвуют в различных политических кампаниях и акциях, активно участвуют в работе общественных организаций, критически относятся к официальным сообщениям о действиях властей, стремясь найти как можно больше альтернативной информации о политическом событии. Как называется тип их политической культуры?
РАЗДЕЛ «ФИЛОСОФИЯ»
Задание 1. Древнегреческий философ Аристотель писал: «У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают; эта цель, коротко говоря, есть счастье ... Определим счастье, как благосостояние, соединенное с добродетелью, ... или как приятнейший образ жизни, соединенный с безопасностью, или как избыток имущества и рабов в соединении с возможностью охранять их и пользоваться ими ...» ... счастье или высшее благо есть «деятельность души, согласно добродетели, а если добродетелей несколько, – то согласно наилучшей и наиболее полной ... за полную жизнь», «счастье ... – это высшее и самое прекрасное, доставляющее величайшее удовольствие, причём всё это нераздельно ...»
Объясните, почему по мнению Аристотеля перечисленные ниже люди счастливы или несчастливы:
Счастлив |
Несчастлив |
1.Воин, павший в войне за свой город, поскольку _____________________________________ |
2.Воин, сбежавший с поля боя и сдавшийся в плен, поскольку___________ |
3.Политик, который был несправедливо осуждён, провёл годы в тюрьме, но не изменил своих взглядов, поскольку_______ |
4.Преуспевающий чиновник-взяточник, поскольку___________________________ . |
5.Бизнесмен, направляющий часть своих доходов на благотворительность, культурные и экологические программы, поскольку____________________________ |
6.Криминальный бизнесмен-богач, поскольку____________________________ |
Таким образом, решая познавательные проблемы через анализ кейс-ситуаций, применяя свои знания и жизненный опыт, ученик убеждается в важности изучения истории и обществознания. Положительная динамика количественных и качественных показателей результатов сдачи ЕГЭ по истории и обществознанию за последние несколько лет, лидирующее место ЧОУ СОШ «Личность» в городе Новороссийске и Краснодарском крае по показателям среднего балла ЕГЭ, а также динамика процента уч-ся, поступивших на бюджетные отделения престижных вузов по результатам олимпиад (от 57% до 78%) свидетельствуют об эффективности используемого метода в урочной деятельности.
Список использованных источников
1. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. http://marketing.spb.ru/read/m21/
2. Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №6. с.42.
3. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2.
4. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
5. Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
6. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям /Под ред. Проф. Соломина В.П. –СПб.: Питер, 2004.
7. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.
8. Степанов С.В. Проектирование метапредметного учебного занятии в школе//Справочник заместителя директора школы. 2012. №6. С.42.
9. ФГОС среднего (полного) общего образования. Раздел 1 «Общие положения». П.1.4.
10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М.,2007. 44с.
11. Spbu.ru – официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета.
[1] ФГОС среднего (полного) общего образования. Раздел 1 «Общие положения». П.1.4.
[2] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М.,2007. 44с.
[3] Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №6. с.42.
[4] Степанов С.В. Проектирование метапредметного учебного занятии в школе//Справочник заместителя директора школы. 2012. №6. С.42.