Школа работает в экспериментальном режиме по формированию у учащихся навыков устной речи на иностранных языках и имеет цель помочь учащимся преодолеть языковой барьер. Для осуществления данного проекта используются следующие методы работы: традиционные, но важные аспекты постановки произношения и формирования грамматической базы, ликвидации психологического и языкового барьера, препятствующих общению; проведение интегрированных уроков и уроков с использованием различных стратегий чтения, подготовка к ЕГЭ и ГИА. Внеурочная деятельность является логическим продолжением урочной и неотъемлемой частью учебного процесса. Здесь проходят читательские конференции на английском языке, проводятся мероприятия, посвящённые традициям и обычаям стран, изучаемым языкам, прочитанным книгам. Проводится телемост и игры на английском языке. Учащиеся принимают участие в проектной деятельности и олимпиадах. Ведётся кружок «Театр на английском языке» и, конечно, организуется непосредственное погружение в языковую среду, то есть обучение за рубежом.
Цель: реализация деятельностного подхода в развитии языковой компетентности учащихся через внедрение проекта «Развитие языкового пространства школы».
Задачи:
1.Повышение качества обучения в английском языке.
2.Создание условий для успешного обучения детей с разными образовательными возможностями посредством дифференцированного подхода.
3.Развитие исследовательских компетентностей через работу школьного научного общества учеников, систему факультативов, кружков, предметных олимпиад, занятий внеурочной деятельности, исследовательских работ.
4.Развитие коммуникативных компетентностей через использование инновационных технологий.
В соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, лежащего в основе методологии новых образовательных стандартов, метапредметная и воспитательная направленности проекта лежат в основе урочной и внеурочной деятельностей.
Работа по развитию языкового пространства ведётся по двум основным направлениям:
Через урочную деятельность, где реализуется системно-деятельностный подход по развитию языковых компетентностей учащихся. Здесь значимую роль играет использование:
Современных образовательных технологий (проблемная технология, проектная технология, технология критического мышления, ТРИЗ).
-Стратегиального подхода в обучении работе с текстом.
-Интегрированных уроков.
-Через внеурочную деятельность:
-Проведение читательских конференций на английском языке.
-Участие в проектной и исследовательской деятельности.
-Участие в олимпиадах.
-Проведение мероприятий, посвященных традициям и обычаям стран изучаемых языков через чтение книг на английском языке.
-Организация телемостов (интерактивное общение).
-Игры на английском языке.
-Театральный кружок на английском языке.
-Летние практики в стране изучаемого языка.
В урочной деятельности важным является строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование планируемых результатов обучения, продуктивно организовывать деятельность учащихся на уроке.
В этом аспекте значимая роль отводится использованию на различных этапах уроков современных образовательных технологий (проблемная технология, проектная технология, технология критического мышления, ТРИЗ), а также педагогических приёмов, позволяющих формировать универсальные учебные действия.
Этап актуализации | Этап проблематизации | Основные этапы урока | Рефлексия |
Пирамида фактов, Паутинка ассоциаций, Понятие и его определение | Чтение с пометками, Дерево предсказаний, Верите ли вы. | Кольца Венна, Фишбоун, Идеал, Толстые и тонкие вопросы, интеллект- карта. | Технологии критического мышления (шесть шляп, написание синквейна, кластер). |
Значимая роль на этапе контроля отводится критериальному оцениванию, которое позволяет установить обратную связь между учащимся и степенью успешности достижения им цели. Для уроков английского языка разработаны листы самооценивания различного вида деятельности учащихся (карта оценивания чтения, аудирования, эссе).
Значимую роль в формировании и развитии у учащихся коммуникативных компетентностей играет организованная семестровая система контроля. Учащиеся (начиная со второго класса) сдают экзамен по всем видам деятельности (аудирование, чтение, грамматика и словообразование, письмо и устная речь). В ходе контроля не только учитель получает представление об уровне обученности учащихся, но и каждый ученик получает возможность сознательно корректировать собственную речевую деятельность. •
Опыт проведения интегрированных уроков показывает, что такие уроки являются продуктивной формой организации деятельности учащихся по освоению ими универсальных учебных действий, так же и по обучению в контексте решения жизненных задач.
О результативности урочной деятельности в аспекте реализации представленного проекта свидетельствует ежегодная позитивная динамика качества знаний и положительная динамика сдачи ГИА и ЕГЭ (средний балл результатов выпускников школы «Личность» выше среднекраевого результата).
Организованная работа по реализации проекта представляет собой целостное единство как урочной, так и внеурочной деятельности.
Во внеурочной работе активно используется деятельностный подход. Поскольку в среднем звене происходит снижение интереса к чтению, очень важно поддерживать его чтением на английском языке. В проекте «Языковое пространство школы» значимая роль отводится читательским конференциям по обсуждению прочитанного на английском языке. Проводимые в системе читательские конференции развивают мотивационную заинтересованность учащихся, формируют читательские компетентности. Ценным является то, что книги не навязываются учителем, а дети выбирают их самостоятельно, ранжируют по принципу «прочитаю в первую очередь». Результатом проведения читательской конференции является выбранная учащимися «золотая полка» книг, которые будут читаться.
Технология организации и проведения читательской конференции:
Подготовительный этап: выбор книги (учащиеся дома читают книги на английском языке).
Проведение читательской конференции:
Учащиеся распределяются по группам и друг другу делают презентацию своей книги.
Каждая группа голосует и выбирает 3 наиболее понравившиеся книги.
Ученик, который не читал данную книгу, представляет её всему залу.
Все участники конференции голосуют и выбирают так называемую «Золотую полку», в которую входят лучшие книги, представленные на конференции.
Рефлексия. Обсуждение хода и итогов читательской конференции.
Результатом проведения промежуточной диагностики качества чтения позволяет говорить о положительной динамике сформированное™ у учащихся таких качеств, как понимание текста, самостоятельный поиск информации в различных источниках, грамотный пересказ. Система использования стратегий чтения в урочной и внеурочной деятельности, безусловно, способствует развитию читательской компетентности.
Читательская грамотность также развивает языковую среду через проведение массовых мероприятий, которые вовлекают в сотворчество учителей и учеников. Это создает положительный настрой по отношению к читаемой книге на английском языке.
Традиционные мероприятия, посвященные изучению культур стран, изучаемого языка, такие как День благодарения, Рождество, День Святого Николауса (немецкий язык) проводятся в системе с целью развития языковых способностей и творческой активности учащихся. В основе сценария проведения таких мероприятий лежит прочитанная учащимися книга на английском языке.
Игры также являются неотъемлемой частью изучения языков. Такие игры, как «Поле Чудес» и Брейн-ринг, используемые во внеклассной работе, позволяют развивать творческие способности учащихся, формируют коммуникативные, познавательные, личностные Универсальные Учебные Действия.
Важную роль в аспекте реализации методической системы играют театральные постановки на английском языке.
Театрально-языковой кружок является логическим продолжением работы по развитию у учащихся коммуникативных компетентностей во внеурочное время. Успешно были осуществлены следующие театральные постановки «Алиса в стране Чудес», «Красавица и Чудовище», «Золушка».
Важным направлением данного проекта является работа с одарёнными детьми, в том числе организация их участия в конкурсах проектных и исследовательских работ, в очно-заочных турах краевого литературного конкурса на английском языке «Воокworm».
Одна из форм работы по развитию у учащихся когнитивных и коммуникативных компетентностей во внеурочной деятельности проходит через участие в олимпиадах. Системная подготовка к олимпиадам начинается в начальной школе через факультативные и индивидуальные занятия. За последние 3 года наблюдается положительная динамика участия в олимпиадах различных уровней, что также свидетельствует об эффективности представленной собственной методической системы.
В практике работы школы активно используется такая форма коммуникационного взаимодействия учащихся с носителями языка, как телемост. Данная форма работы позволяет ученикам на уроках общаться со своими сверстниками в прямом эфире, а также погрузиться в изучение обычаев, культуры страны изучаемого языка.
Погружение учащихся в языковую среду — действенный метод формирования коммуникативных, языковых компетентностей учащихся. Поездки в Англию, Мальту, Швейцарию способствуют всестороннему развитию учащихся в аспекте общения со сверстниками из стран изучаемого языка.
Таким образом, создание развивающей языковой среды как способа системной организации совместной деятельности учителя и учащихся в аспекте развития коммуникативных и когнитивных компетентностей лежит в основе концепции данного проекта и, несомненно, способствует развитию учащихся, как субъектов учебной деятельности, как субъектов исследовательской деятельности, как субъектов саморазвития.